Понятие публичного права
Одной из наиболее крупных классификаций содержания правовых систем является разделение отраслей права на частные – регламентирующие правовые отношения субъектов, находящихся в равном юридическом положении, и направленных на удовлетворение частных интересов, и публичные, составляющие, так называемое публичное право. В наиболее общем виде публичное право может быть определено следующим образом:
Публичное право – совокупность юридических отраслей, регламентирующих правовые отношения, связанные с обеспечение публичного общегосударственного интереса, стороны которых находятся в системе отношений власти и подчинения, то есть обладают неравным правовым статусом.
Анализ приведенного определения и известных особенностей публичного права позволяет выделить ряд его качественных свойств:
- Одной из сторон правоотношений, регулируемых публичным правом, всегда выступает государство в лице его органов или должностных лиц, наделенных властными полномочиями;
- Публично-правовые отношения характеризуются известной степени централизованности, основой которой выступает государственная власть;
- Содержание правоотношений, входящих в предмет публичного права исключает добровольность вхождения в них, а также возможность свободного определения поведения сторон, и их прав и обязанностей;
- Публичное право предполагает возможность властного воздействия одного субъекта регулируемых правоотношений на другого, чем обуславливается необходимость детального качественного урегулирования процедуры взаимодействия в публично-правовой сфере, вопросов правового положения участников правоотношений, а также возможные гарантии и меры защиты от злоупотреблений властных субъектов.
Наряду со сказанным выше необходимо обратить внимание на то, что характеристика публичного права нередко проводится путем его сравнения и разграничения с частным правом. В этой связи следует отметить, что критерий разграничения частного и публичного права находится в их сфере предмета правового регулирования.
Таким критерием выступает характер интереса, удовлетворение которого происходит путем вступления в частные или публичные правоотношения, в рамках которых реализуются соответственно индивидуальные или общесоциальные интересы их субъектов.
Кроме того, публичное право характеризует преимущественное использование публично-правового метода правового регулирования, выраженного в императивном властном воздействии, используемом в процессе упорядочения отношений в публичной сфере.
Отрасли публичного права
Отрасли права, как основной элемент системы публичного права, как правило, находят первичное юридическое оформление в нормах государственной конституции, что свидетельствует о признании значимости соответствующих сфер правового регулирования, а также служит цели формирования основы развития публичного права в рамках национальной правовой системы.
Как было отмечено выше, назначение публичных отраслей права во многом предопределено необходимостью обеспечения баланса интересов сторон правоотношений, одной из которых выступает государственно-властный субъект. В этой связи публичные отрасли права характеризуются схожестью нормативной структуры и подлежащего применению метода правового регулирования, включающего издание общерегулятивных актов, содержащих обязательные для исполнения юридические предписания, реализация которых обеспечивается возможностью применения специальных правоохранительных процедур.
Говоря о конкретных видах публичных отраслей права, следует указать на то, что в соответствии с описанными ранее предметом и методом правового регулирования публично-правовых отраслей, в правовой системе Российской Федерации к ним принято относить:
- Отрасли, направленные на обеспечение защиты общественных отношений от наиболее общественно-опасных посягательств: уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право;
- Отрасли, закрепляющие правовое регулирование административных и юрисдикционных правоотношений в РФ: конституционное право, административное право, административный процесс, арбитражный процесс и т.д.
- Отрасли, регламентирующие узкую сферу публичных правоотношений: финансовое право, экологическое право и т.д.;
- Отрасли, устанавливающие правовое регулирование надгосударственных публичных правоотношений уполномоченных субъектов: международное публичное право, международное гуманитарное право и т.д.
Рассмотренный перечень отраслей публичного права, несмотря на достаточную распространенность и обширность, в настоящее время в юридической науке не признается исчерпывающим.
Так, в зависимости от собственного видения правовой системы Российской Федерации учеными-юристами предлагаются точки зрения о необходимости дополнения перечня публичных отраслей, например, за счет включения теории государства и права, информационного права и др. (Тихомиров Ю.А.). Либо, напротив – сокращения перечня публично-правовых отраслей путем исключения отдельных из них, ввиду их подчиненности более крупным отраслям (Червонюк В.И.).
Источники публичного права
Важной характеристикой публичного права выступают его источники, в качестве которых, в первую очередь, выступают общенормативные акты широкого действия – Конституции, законы, постановления органов исполнительной власти и т.д.
Наряду с вышеназванными актами, источником публичного права также выступают «программные» нормативно-правовые акты, устанавливающие основы правового регулирования определенной сферы публичных правоотношений – например, декларации, закрепляющие цели государства, принципы политических и социально-экономических отношений, реформирования отдельных сфер общественной жизни и т.д.
Еще одной группой источников публичного права выступают нормативные публично-правовые договоры, заключаемые обычно между официальными представителями государства или общественной организации и носителями определенных властно-регулирующих полномочий — к примеру, представителями государственной корпорации или организованной общественности (ассоциации, профессионального союза и др.).