Характеристика понятия структуры отрасли права
В любой научной области, чтобы понять истинный смысл того или иного термина, суждения или категории, следует, прежде всего, уяснить содержание понятий, которые раскрывают его сущность. Так, получить наиболее полное понимание определения структуры публичного права, как отрасли права, возможно, лишь посредством осознания того, что представляет собой в более обобщенном значении «структура отрасли права».
Структура отрасли права – это ее внутреннее строение, раскрывающее истинную сущность и предназначение конкретной отрасли права.
Структура той или иной отрасли может быть абсолютно различной. В данном случае все зависит от того, какие общественные отношения регулирует отрасль, то есть, основой является предмет отрасли права.
Структура связывает между собой отдельные компоненты, части, элементы отрасли права, обеспечивает их взаимодействие и взаимосвязь.
Состав публичного права
Прежде всего, стоит сказать о том, что термины «состав» и «структура» в публичном праве не являются тождественными. Структура является понятием более широким и означает взаиморасположение по отношению друг к другу и взаимосвязь различных компонентов чего-либо. Тогда как состав имеет разные значения. Применительно к публичному праву он выступает в качестве совокупности отдельных частей, образующих что-то общее, в данном случае, отрасль права.
Отличительной особенностью такой отрасли права, как публичное право, является то, что оно включает в себя другие отрасли права, которые в совокупности представляют собой его внутреннее содержание. Так состав публичного права представлен следующими отраслями:
- конституционным правом;
- теорией государства и права;
- уголовным правом;
- административным правом;
- международным публичным правом.
Стоит подчеркнуть, что указанный перечень отраслей далеко не является исчерпывающим, неизменным и застывшим на одном месте. Он имеет свойство изменяться, что происходит и будет происходить в будущем путем формирования и видоизменения отраслей, входящих в состав публичного права.
Структура публичного права
Для определения структуры публичного права необходимо проанализировать указанные отрасли, входящие в его состав. Так, отрасли публичного права отличаются некоторыми присущими только им правовыми признаками:
- объект правового регулирования (круг общественных отношений);
- круг правовых источников;
- методы регулирования;
- структура правового массива.
Публичное право обычно оперирует определенной системой понятий, определенным образом взаимосвязанных между собой. Данные понятия, входящие в публичное право, с одной стороны, берут свое начало в теории государства и права, административном, конституционном, финансовом, международном, уголовном праве, являясь в них главными смысловыми конструкциями. Однако с другой стороны, они характеризуются как общие, «сквозные» для отраслей публичного и частного права.
Так, теория публичного права закрепляет группы понятий публичного права, отражающие его структуру. Они представлены следующими элементами: государством, федеративным государством, унитарным государством, субъектами федерации, властью, политической властью, основами конституционного строя, видами государственных органов, организациями, учреждениями и предприятиями, властными полномочиями, статусом граждан, политическими правами и свободами граждан, публичным интересом, государственным интересом, территориальным интересом, общественным интересом, общественными объединениями, политическими партиями, средствами массовой информации, общественными движениями, видами собственников, экономической системой, бюджетом, налогами, правовой системой, законами, законностью, правопорядком, общественной обязанностью, подзаконными актами, правомерным поведением, правонарушениями, ответственностью, международными нормами, процедурами рассмотрения правовых коллизий, международными объединениями.
Обозначение отраслей права чаще всего происходит посредством закрепления их в конституциях, что прослеживается в большинстве конституций государств с федеративным устройством, в которых существует разграничение нормотворческой компетенции федерации и ее субъектов.
В качестве предмета для разграничения могут рассматриваться также отрасли, подотрасли, правовые институты законодательства, отдельные акты, группы однородных законов.
Отрасли законодательства включают в себя конституционное и административное законодательство. Они охватывают более двадцати различных отраслей и правовых институтов, и составляют особенную часть публичного права: образование и культура; государственная безопасность; оборона; жилищно-коммунальное хозяйство и пр.
Определенная часть таких категорий регулируется исключительно публичным правом, а другая часть обеспечивается посредством управленческого аспекта, например:
- финансовое право;
- налоговое право;
- уголовное право;
- уголовно-процессуальное право;
- административное право;
- законодательство об административной ответственности;
- уголовно-исполнительное право;
- международное гуманитарное право;
- международное публичное право;
- арбитражный процесс;
- экономическое законодательство.
Невозможно оставить без внимания такие отрасли законодательства, которые касаются вопросов окружающей среды, использования рациональным методом природных ресурсов государства, вопросам земли, недр, воды, охраны воздуха в атмосфере. Данные отрасли законодательства полны сомнительных моментов и нуждаются в правовом регулировании.
Так в общих чертах представляется структура публичного права, включающая в себя, прежде всего, публично-правовые отрасли, а также публично-правовые отрасли законодательства. Кроме того, ее структура наполняется отраслями законодательства, имеющего публичную направленность и элементами публичного права в частном.