Характеристика понятия соглашения в России
Прежде чем перейти к разъяснению понятия соглашений в публичном праве, стоит выяснить, что представляет собой термин «соглашение» в общей теории и правовой практике.
Так, соглашение можно назвать тождественным по отношению к такому понятию, как «договор». Данные термины обозначаются в качестве синонимов не только в различного рода толковых словарях, но и в положениях, предусмотренных действующим российским законодательством.
Статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации рассматривает договор как устанавливающее, изменяющее и прекращающее права и обязанности сторон соглашение.
Трудовое законодательство России дает для соглашений наиболее подробное описание. Закон о коллективных договорах и соглашениях раскрывает термин «соглашение» в качестве правового акта, регулирующего трудовые и социальные отношения работодателя и работника. Кроме того, обозначаются отдельные виды соглашений: генеральные, тарифные, отраслевые, межотраслевые, региональные, территориальные, профессиональные тарифные и другие. Указывается также, что трудовой договор может быть заключен и письменно, и устно, тогда как соглашение можно заключить исключительно в письменной форме.
Основываясь на вышеизложенном, некоторые теоретики и практики вносят свои предложения по поводу разграничения понятий «договор» и «соглашение». В поддержание своей позиции они приводят следующие факты:
- в практической сфере заключение большей части договоров происходит без проведения переговоров;
- проведение переговоров при заключении соглашения обязательно;
- как правило, договор составляется одной стороной, а вторая лишь ставит свою подпись;
- соглашение рассматривается как акт, основанный на взаимном согласии сторон;
- договор заключается по наиболее значимым вопросам, например договор купли-продажи, договор подряда, договор поставки и т.д.;
- соглашения относятся к отношениям в большей степени формального характера, например, соглашение о расторжении договора, соглашение о взаиморасчете и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что в науке соглашение рассматривается в качестве средства, позволяющее субъектам правоотношений изменить или дополнить уже существующие между ними правоотношения.
Публично-правовые соглашения
Соглашение в публичном праве - это заключенный между сторонами публичных правоотношений акт согласия по определенному вопросу, входящему в область регулирования публичного права.
Соглашения являются неотъемлемой частью публичного права. Они позволяют обеспечить согласование интересов, позиций и действий государств, различных властных структур, наций, общественных организаций, народностей и т.д. При этом согласованность является первоосновой в ходе интеграции происходящих в настоящий этап времени процессов, охвативших экономическую, политическую, социальную, военную, культурную, экологическую, научную сферы жизнедеятельности.
Вопрос о методах регулирования посредством заключения соглашений, как внутри государств, так и вовне, стал ощущаться наиболее масштабно и остро. Публичные соглашения вышли на арену общественной жизни, в сочетании с договорами частноправового характера.
Признаки соглашений в публичном праве
Прежде чем выделить признаки соглашений в публичном праве, стоит отметить признаки, которые присущи всем соглашениям:
- соглашения заключаются добровольно, позволяя сторонам правоотношения свободно изъявлять свою волю;
- стороны равны друг перед другом как партнеры;
- соглашение основывается на согласии сторон по всем аспектам соглашения, прежде всего, по существенным моментам;
- в большинстве случаев, соглашение носит возмездный, эквивалентный характер;
- за ненадлежащие исполнение или неисполнение обязательств по соглашению на сторон возлагается взаимная ответственность;
- законодательство придает соглашениям юридическую силу.
Соглашения, которые заключаются в сфере публичного права, обладают определенными специфическими признаками.
Субъект соглашений. В качестве субъекта соглашений выступает участник публичных правоотношений, который обладает властными полномочиями. Наиболее типичными субъектами в данном случае являются: государство, государственные органы и (или) должностные лица, муниципальные органы власти, представители партий, международные организации. Вторая сторона соглашения может носить другой статус, но при этом она должна являться носителем властных функций в публичной сфере, например, к таковым относятся государственные корпорации.
Предмет соглашений. В данном случае речь идет о том, что предметом соглашений в публичном праве выступают вопросы управления, власти, саморегулирования, которые допускают регулирование посредством заключения соглашений, а не только общеправовое регулирование.
Обязательства сторон. В соглашениях публичного характера обязательства сторон являются своеобразными. В них предопределена саморегуляция сторон их конституционным статусом, в наиболее жесткой степени. При этом объем добровольности и их собственного усмотрения при определении предмета соглашений не снижается. Соглашения содержат нормы-намерения, нормы-цели, нормы-действия, нормы-согласования, нормы-предостережения, нормы-программы, нормы-воздержания, нормы-координаторы.
Классификация соглашений в публичном праве
В юридической науке существуют различные классификации публично-правовых соглашений. Предлагается рассмотреть одну из них:
- соглашения по разграничению компетенции;
- управленческо-функциональные соглашения;
- соглашения о делегировании полномочий;
- программно-политические соглашения;
- соглашения между государственными и негосударственными организациями;
- международные соглашения.
В данной классификации прослеживается сочетание различных критериев соглашений публично-правового характера, охватывая их внутреннюю и внешнюю сферу.