Понятие и субъекты публичного морского права
Международное право в настоящее время признается в качестве самостоятельной подотрасли международного публичного права большинством ученых-исследователей вопросов юридической науки. При этом предлагаются различные дефиниции, раскрывающие сущность публичного морского права, наиболее полная из которых может быть сформулирована следующим образом:
Публичное морское право – подотрасль международного публичного права, представляющая собой совокупность юридических норм и принципов, содержание которых направлено на установление режима морских территорий и регламентацию отношений, возникающих между государствами-участниками мирового сообщества по вопросам использования Мирового океана.
В свою очередь под мировым океаном принято понимать основную часть гидросферы Земли, окружающую материки и острова, и отличающуюся общностью солевого состава. По оценкам ученых, общая площадь Мирового океана составляет порядка 70 № поверхности нашей планеты.
В приведенном выше определение дается указание на то, что ключевым субъектом отношений, входящих в сферу правового регулирования публичного международного права, выступают государства, однако субъектом не единственным, поскольку наряду с государством в отношениях, регулируемых рассматриваемой подотраслью также участвуют международные организации, уставами которых предусмотрено осуществление определенных функций, связанных с деятельностью на море.
Кроме того, применительно к государствам-субъектам публичного морского права также могут быть выделены определенные особенности, связанные с тем, что не все государства являются прибрежными. Наряду с ними выделяют, так называемые внутриконтинентальные государства не имеющие выхода к морю и отделены от него территорией другого государства.
На карте мира насчитывается порядка тридцати внутриконтинентальный государсв, 14 из которых расположены на африканском континенте – Замбия, Зимбабве, Нигерия, и др. В Европе такими государствами выступают Австрия, Чехия, Швейцария и др.
Однако, внутриконтинентальные государства в общем порядке признаются субъектами публичного морского права.
Принципы международного публичного права
Функционирование публичного морского права, выступающего, как было отмечено выше подотраслью международного публичного права, основано на ряде определенных принципов, соблюдение и реализация которых обязательна для всех государств. В числе таких принципов в настоящее время выступают:
- Принцип свободы открытого моря, предполагающий то, что ни одно государства из числа входящих в мировое сообщество не может претендовать на подчинение открытого моря (а равно его части) собственному суверенитету. Иными словами, открытое море признается свободным для доступа как для государств имеющих выход к морю, так и для внутриконтинентальных стран. Кроме того содержание принципа свободы открытого моря включается в себя свободу судоходства, воздушных полетов, прокладки трубопроводов и кабелей, научных исследований и т.д.;
- Принцип исключительной юрисдикции государства над суднами своего флага в открытом море – торговое судно в открытом море подчиняется исключительно юрисдикции государства своего флага, в связи с чем запрещено чье-либо вмешательство в его законную деятельность. Исключениями из данного принципа выступают ситуации, в которых судна занимаются пиратством или работорговлей, не имеют национального флага или занимается несанкционированным вещанием радио- и телепрограмм, предназначенных для принятия населением.
- Принцип мирного использования мирового океана – выступает продолжением принципа международного публичного права, посвященного мирному разрешению споров и неприменению силы или угрозы силой. В связи с чем, морские пространства должны использоваться государствами-участниками соответствующих правоотношений исключительно в мирных целях.
- Принцип защиты морской среды, направленный на предотвращение загрязнения Мирового океана, в том числе нефтью и нефтепродуктами.
- Принцип иммунитета военных кораблей – используемые в некоммерческих целях военные и иные государственные суда в соответствии с данным принципом публичного морского права наделяются государственным иммунитетом, то есть не подчиняются органам власти иностранных государств.
Источники публичного морского права
На протяжении длительного промежутка исторического развития в качестве основного источника морского права выступали правовые обычаи.
С середины XX века берет свою историю начало активного развития источников правового регулирования правовых отношений в области деятельности на море, в частности были приняты:
- Женевские конвенции 1958 г.;
- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.;
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973г.
- и др.
При этом основным источником публичного морского права выступает Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982 году.
В настоящее время данная Конвенция подписана 168 государствами, последним из которых выступил Азербайджан, подписав конвенцию 16 июня 2016 года, и ратифицирована 150 государствами, последнее – Гана, ратифицировавшая рассматриваемую конвенцию 23 сентября 2016 года.
Положениями Конвенции ООН по морскому праву урегулированы следующие основные институты публичного морского права:
- Институт территориального моря и прилежащей зоны;
- Институт исключительной экономической зоны и континентального шельфа;
- Институт открытого моря;
- Вопросы, связанные с использованием проливов для целей международного судоходства;
- Институт архипелажных вод и международного района морского дна.