Прокурорский надзор
Прокурорский надзор — это одна из форм деятельности прокуратуры, целью которой является выявление, последующее устранение и предупреждение нарушений действующего законодательства.
Сторонники признания в качестве отдельного вида деятельности прокуратуры надзора за исполнением действующего законодательства судебными приставами придерживаются мнения, что в ходе исполнительного производства возникают правовые отношения принудительного характера, в рамках которых допускается значительное ограничение основных прав, свобод, установленных в рамках Конституции РФ, а также законных интересов лиц во внесудебном распорядительном порядке. Поэтому для обеспечения законности и полноценной защиты прав, свобод таких лиц необходимо создание и обеспечение нормального функционирования системы надзорных мероприятий по аналогии с тем, как реализован надзор за исполнением законодательных, нормативно-правовых актов органами власти, мер, носящих уголовно-правовой характер, а также надзор за исполнением действующего законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования.
Противники выделения такого направления деятельности в отдельную отрасль придерживаются мнения, что деятельность судебных приставов из-за существующей их зависимости непосредственно от органов судебной власти не характеризуется достаточным уровнем комплексности для признания ее в качестве независимой отрасли. Относительно узкое содержание правовых отношений, которые возникают при исполнительном производстве, не дают возможности прокурору осуществлять всю полноту надзорных мероприятий, которые характерны для отдельной отрасли надзора.
На современном этапе развития прокурорский надзор за исполнением законодательных и нормативно-правовых документов судебными приставами можно назвать только развивающейся отраслью прокурорского надзора.
Необходимо отметить, что прокурорский надзор такого рода имеет отличительные особенности и некоторую специфику. Например, в силу того, что в процессе исполнительного производства может возникать значительное ограничение конституционных прав и интересов лиц, со стороны судебных приставов, надзор в большей степени носит инициативный характер. Помимо того, так как при исполнении судебных решений административная деятельность довольно тесно связана с судебной, надзор носит комплексный характер, в том числе включая некоторые составляющие участия в судебных заседания. В связи с этим одним из направлений деятельности прокурора в данной области можно назвать участие представителей прокурора в судебных заседаниях при разрешении вопросов исполнительного производства и законности выносимых судом решений.
Среди наиболее приоритетных задач прокурорского надзора за исполнением действующего законодательства судебными приставами можно выделить обеспечение:
- законности реализации исполнительного производства по принудительному исполнению судебных решений и решений прочих органов власти;
- исполнения требований действующего законодательства о соблюдении порядка функционирования судебных органов власти;
- законности розыска должников хозяйствующих субъектов, а также имущества таких должников;
- интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедуре банкротства.
Предмет и пределы надзора за исполнением законов судебными приставами
На сегодняшний день предмет прокурорского надзора за исполнением действующего законодательства приставами регламентируется статьей 21 Закона о прокуратуре.
Так, в рамках предмета прокурорского надзора на сегодняшний день выделяют:
- соблюдение судебными приставами действующего законодательства рф;
- обеспечение законности выносимых судебными приставами правовых актов;
- обеспечение законности принимаемых судебными приставами решений и реализуемых мероприятий;
- соблюдение прав и свобод лиц, которые вовлечены в процесс исполнительного производства.
Однако, некоторые специалисты дополняют предмет прокурорского надзора, включая в его состав обеспечение достаточного уровня законности при:
- реализации мероприятий исполнительного производства по принудительному исполнению судебных решений;
- реализации мероприятий исполнительного производства по принудительному исполнению решений, принятых иными органами государственной власти;
- осуществлении розыскных мероприятий в отношении должников, а также их имущества;
- рассмотрении и разрешении приставами жалоб и прочих обращений;
- возбуждении исполнительного производства, осуществления соответствующих мероприятий.
Прокурорский надзор за исполнением действующего законодательства судебными приставами характеризуется четкими рамками.
Так, например, к числу поднадзорных объектов прокурорского надзора относится как деятельность судебных приставов-исполнителей, так и приставов, которые обеспечивают порядок в ходе судебного процесса.
Следует отметить, что на сегодняшний день деятельность дознавателей службы судебных приставов исключена из предмета прокурорского надзора за исполнением действующего законодательства судебными приставами. Надзор за таким видом деятельности реализуется в рамках прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие прокурорский надзор за соблюдением законодательства судебными приставами, базируются на:
- Международных правовых нормам и принципах;
- Конституции РФ;
- Федеральных конституционных законодательных актах;
- Ратифицированных и вступивших в силу международных договорах;
- Федеральных законодательных актах.