Понятие прокурорского надзора за исполнением законов
Прокурорским надзором называют особый вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры на основании действующих норм законодательства, который направлен на установление, поддержание и укрепления законности и правопорядка в государстве, а также обеспечения соблюдения прав, свобод и интересов человека, социума и государства.
Прокурорский надзор как часть деятельности прокуратуры имеет внутри дополнительное деление. Одной из частей прокурорского надзора является деятельность по надзору за исполнением законов. Чаще всего данная отрасль в научной среде называют общим надзором.
Данное наименование дает возможность отграничить рассматриваемую отрасль от специализированных отраслей прокурорского надзора. В действующем законодательстве, которое регулирует деятельность по надзору в прокурорской работе, термин «общий надзор» не фигурирует. Однако, он устоялся в сознании работников прокуратуры и научного сообщества.
Предмет прокурорского надзора
Под предметом данной отрасли деятельности по прокурорскому надзору подразумевают ее содержание, характер, особенности, направленность на достижение конкретного результата.
Предмет надзора за исполнением законов в общем виде закреплен в статье 21 ФЗ «О прокуратуре» и включает в себя следующие положения:
- Надзор за соблюдением положений основного закона государства и исполнением иных законов, действующих на территории РФ различными министерства и комитетами как федерального, так и регионального уровней власти, а также органами управления и коммерческих и некоммерческих организаций.
- Надзор за соответствием законам правовых актов, принимаемых данными органами.
Исходя из положений статьи 21 ФЗ «О прокуратуре» прокуроры осуществляют надзор за исполнением правовых норм федерального уровня власти, а также не противоречащих федеральному законодательству законов субъектов РФ и уставов муниципальных районов, городов, иных поселений.
В сферу данной отрасли прокурорского надзора входят постановления, которые принимаются палатами ФС РФ. Помимо этого, прокуроры осуществляют надзор и за исполнением международно-правовых актов, подписанных Россией, или тех, к которым она присоединилась.
Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов
Современные исследователи проблем в сфере прокурорского надзора выделяют из них несколько наиболее глобальных, на которые современному научному сообществу следует обратить наиболее пристальное внимание.
- Исходя из выше изложенных данных возникает первая глобальная проблема в осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, так как в данном случае национальное законодательство должно соответствовать международному, а прокурор не обладает законодательной инициативой, при помощи которой возможно внести поправки.
- Второй основной проблемой в рамках рассматриваемого вопроса можно считать необходимость наличия повода, то есть какого-либо письменного обращения в адрес прокуратуры с целью рассмотрения того или иного законодательного не соответствия. Сам прокурор, не имея на то оснований, не может провести проверку соответствия законности тех или иных актов.
- Третьей проблемой при рассмотрении прокурором вопросов исполнения законов является частое изменение норм законодательства и, соответственно, средств и методов, которые применяет работник прокуратуры при проверке того или иного случая правонарушения.
- Работники прокуратуры не имеют возможности самостоятельно вносить исправления в законодательные акты, они могут лишь поручить внести необходимые изменения, поправки уполномоченным органам.