Понятие и классификация налоговых споров
Налоговый спор — это особое правоотношение, разногласие сторон, переданное на рассмотрение юрисдикционного органа, имеющего отношение к исчислению и уплате налогов. Налоговый спор может быть решен путем проверки законности действий налоговых органов и соответствующих должностных лиц, правовой оценки правильности действий сторон конфликта.
Налоговый спор возникает на основе налоговых правоотношений между государством (уполномоченный орган) и налогоплательщиком (включая налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов), и несущих определенные налоговые обязанности. Налоговый спор — это юридическое разногласие, появляющееся между субъектами налогового правоотношения вследствие поверки законности нормативно-правовых актов, действий и решений государственного органа, правильности и своевременности исполнения обязанностей плательщика налогов.
Признаки налогового спора:
- субъективный состав налогового спора — государство в виде специальных, уполномоченных к регулированию данных отношений, органов (Федеральная налоговая служба и соответствующие территориальные органы), налогоплательщики;
- объекты спора — общественные отношения, возникающие вследствие исчисления и уплаты налогов (установление налогов и сборов, их введение и взимание, привлечение плательщиков налогов к ответственности, налоговый контроль); налоговый спор может возникнуть только при осуществлении налоговых прав и исполнения соответствующих обязанностей;
- юридическое положение сторон спора — обусловлено Налоговым и гражданским кодексами;
- формы разрешения налогового спора — достижение договоренности с налоговой службой, предварительное решение налоговой службы, альтернативные методы досудебного разрешения спора, налоговая медиация.
Эффективность судебного способа защиты прав налогоплательщиков, выбор определенного вида защиты определяется комплексом факторов, среди которых выделяют: вид налогоплательщика (юридическое или физическое лицо), страхователь или налоговый агент, налогооблагаемая база и др.
Процессуальные особенности рассмотрения налоговых споров
Налоговые споры между физическими лицами и налоговыми органами рассматривают суды общей юрисдикции, между налогоплательщиками (индивидуальными предпринимателями, организациями) и налоговыми органами — арбитражные суды. Основной особенностью развития законодательства в области судебной защиты прав налогоплательщиков является отнесение налоговых споров к подведомственности арбитражных судов.
Досудебный способ разрешения налогового спора — это оспаривание действий и решений налоговых органов посредством подачи в вышестоящий орган жалобы. Согласно Налоговому кодексу (п. ст. 138) жалоба — это обращение лица за восстановлением нарушенных прав ненормативными или неправомерными актами, действий должностных лиц.
Попуск срока для обращения с жалобой в вышестоящий орган влечет утрату налогоплательщика на обращение в суд. При обращении в суд об обжаловании действий налогового органа налогоплательщик должен предъявить доказательства прохождения досудебного порядка урегулирования налогового спора. Этот механизм используется в судах, где кассационная или апелляционная жалоба подается напрямую в суд первой инстанции, которая издала первоначальный обжалуемый акт.
Налоговый орган после подачи налогоплательщиком жалобы запускает налоговое дело, включающее дело, в рамках которого принимаются жалобы, решение со всеми необходимыми документами. Дело формируется в течение 3 дней, после чего переходит в вышестоящий налоговый орган, в котором происходит рассмотрение жалобы.
При обжаловании в апелляционном суде судебного решения дело рассматривается исход из документов, содержащихся в материалах дела, приобщение к жалобе документов, не обнародованных в суде первой инстанции, по общему правилу не допускается. Закон устанавливает предельный срок на обжалование решений, действий) должностных лиц налоговых органов. Этот срок составляет 1 год со дня, когда налогоплательщик должен был узнать или узнал о факте нарушения своих прав.
Жалоба подается лично через канцелярию налогового органа, либо с помощью почтового отправления, либо через Личный кабинет налогоплательщика.
В тексте жалобы для ее обоснованного рассмотрения должны указываться:
- идентификационные признаки заявителя (адрес, наименование — для организации; фамилия, имя, отчество, место жительства — для граждан);
- полное наименование налогового органа, который издал акт, должностное лицо, совершившее обжалуемое действие (бездействие);
- решение налогового органа нижестоящей инстанции, подтверждение действия (бездействия);
- основания, по которым нарушаются права налогоплательщика действием (бездействием), решением налоговых органов;
- непосредственное требование налогоплательщика в части отмены обжалуемого решения, действия (бездействия) должностных лиц налогового органа;
- каким путем налогоплательщик желает получить результат рассмотрения жалобы (в электронном виде, лично или по почте).
Жалобу подписывает налогоплательщик, или представитель, на которого оформлена соответствующей доверенностью.
При досудебном рассмотрении жалобы возможно отсутствие налогоплательщика. Налогоплательщик может быть допущен для рассмотрения жалобы очно, если вышестоящая инстанция выявляет крупные нарушения процедуры со стороны нижестоящего органа. Решение о допущении (недопущении) налогоплательщика к очному участию решает налоговый орган.
Разрешение налоговых споров в арбитражных судах является одним из наиболее сложных направлений их деятельности. Суд, в процессуальных отношениях, выступает субъектом правоотношений, который наделен правом на осуществление судопроизводства. Он несет прямые обязанности по осуществлению правосудия. Процессуальные отношения возникают во время судебного урегулирования спорного материального отношения в результате совершения действия судом и лицами, принимающими участие в судебном процессе.
Судебные органы реализуют свои полномочия на основании системы принципов и установок. Это выступает дополнительной гарантией соблюдения фундаментальных правил судопроизводства, в частности, в процессе доказывания.