Особенности и необходимость социального обслуживания пожилых граждан
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста — это совокупность социальных услуг, которые предоставляются пожилым гражданам в учреждениях социального обслуживания или на дому.
Механизм социальной защиты пожилых лиц реализуется на федеральном, государственном и местном, региональном уровнях. Социальная защита на федеральном уровне обеспечивает законодательно гарантированное предоставление строго определенных пенсий, льгот и услуг в соответствии с установленными социальными и денежными нормативами. На местном уровне с учетом местных возможностей и условий решаются вопросы дополнительного обеспечения сверх федерального.
Изменение социального статуса гражданина в старости, связанное с ограничением или прекращением общественной и трудовой деятельности, изменением ценностных ориентиров, общения и образа жизни, испытанием определенных затруднений в социальной и бытовой сфере, психологической адаптации к условиям жизни в новых условиях порождает серьезные личностные и социальные проблемы.
Задача государственных и общественных структур — поддержать интересы и цели (включая переквалификацию и переподготовку) пожилых граждан, для того, чтобы их активное трудовое участие в общественной жизни происходило с обоюдной выгодой. Активными распространителями и пропагандистами новаторских практик, методик и теорий по сохранению здоровья, продуктивному старения являются средства массовой информации. Современные реалии диктуют необходимость сохранять и активно укреплять свое здоровье пожилым гражданам.
Очевидна необходимость разработки мер стимулирования пожилых граждан, поддерживающих высокий уровень работоспособности и заботящихся о своем здоровье. Базу активной жизненной позиции составляет здоровье, именно оно определяет новый социально-ролевой статус гражданина, его материальное благосостояние и общественное положение.
Активно и при непосредственном участии государственных органов должна вестись просветительская и физкультурно-оздоровительная работа с гражданами пожилого возраста по вопросам:
- физиологических и психологических особенностей;
- гендерных различий;
- геронтологии;
- профилактике раннего старения и заболеваемости;
- возможности реабилитации при конкретных заболеваниях и т.д.
Согласно теории активности, лица пожилого возраста должны стараться максимально долго сохранять активный образ жизни, дополняя традиционную деятельность новыми формами и разновидностями. Любой гражданин пожилого возраста может найти себе в обществе место, соответствующее жизненным планам, здоровью, способностям и интересам. Теория активности является очень популярной во многих странах (США, Канада, Голландия, Германии, Италии и др.). Согласно концепции продуктивного старения, любая работа, которая выполняется пожилыми лицами (как оплачиваемая, так и не оплачиваемая, связанная или нет с каким-либо производством), является продуктивной.
Подготовка, обучение пенсионеров, направленные на овладение специальностью определенного рода деятельности, также являются продуктивными. К продуктивной деятельности относятся: добровольческая педагогическая, волонтерская, просветительская работа, забота о членах семьи, занятие любимым делом и помощь молодым. «Пассивное пенсионерство» приводит к ранним проявлениям деструктивно-дистрофических изменений тканей и органов организма, их быстрому прогрессированию.
Регулируя свое поведение и устремления граждане пожилого возраста сохраняют в постоянно изменяющейся социальной среде компетентность и являются общественно активными лицами. Такая концепция является основной при разработке основной части социально-геронтологических проектов. В системе социального обслуживания возникает необходимость перехода от опекающих стратегий к предупреждающим и стимулирующим, перекладывая часть заботы о благополучии на самих пожилых людей.
Проблемы социального обслуживания пожилых граждан и пути их преодоления
С 1995 года Законом о социальном обслуживании пожилых граждан государственные полномочия в сфере оказания социальных услуг данной категории граждан были переданы субъектам Федерации. Субъекты РФ несут ответственность за состояние социального обслуживания на своих территориях, проводят интеграционно ориентированную законотворческую социальную политику с учетом специфики интересов различных групп пожилого населения, которые находятся на разных стадиях адаптационного периода.
Задачи программ социального обслуживания граждан пожилого возраста:
- активизировать работу с гражданами пенсионного возраста, принимать меры для повышения уровня ответственности за свое состояние непосредственно самих пожилых людей, акцентируя внимание на взаимопомощи и самопомощи;
- с помощью отдельных законодательных актов и СМИ начать формирование психологической установки на долговременное самообслуживание, представляя пожилого человека в роли «положительного героя», перемещая акцент с болезни и немощи на мудрость и активность, изменить методы и формы работы по оздоровлению, профилактике и реабилитации;
- проводить систематическую и планомерную переориентацию на иные и новые сферы деятельности с учетом творческих и физических особенностей и возможностей пенсионеров.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста должно способствовать решению социальных проблем, а также усилению или восстановлению способности пожилых людей к самообслуживанию и самообеспечению.
Для решения существующих проблем учреждения социального обслуживания должны способствовать:
- организации реальной и действенной системы качественного обслуживания, оперативного реагирования на запросы пожилых людей, качественное выполнение социальных услуг согласно перечню гарантированных государством услуг и внедрение дополнительных, наиболее актуальных услуг;
- организации мероприятий по активизации жизненной позиции пожилых граждан;
- подготовке высокопрофессиональных кадров для социального обслуживания пожилых граждан.