Международные стандарты по обращению с осужденными
На сегодняшний день все международные стандарты по обращению с осужденными можно классифицировать по следующим критериям:
- масштаб действия;
- специализация;
- обязательность исполнения для государств.
Так, по масштабу действия все стандарты можно разделить на две группы, а именно:
- универсальные стандарты;
- региональные стандарты.
К универсальным стандартам, например, можно отнести стандарты, которые утверждены на уровне ООН, а к региональным – стандарты, утвержденные Советом Европы или прочими объединениями стран Европы.
По признаку специализации все универсальные стандарты можно разделить на два вида, а именно:
- международные акты общего характера, т.е. те, которые не используются специально для регламентации обращения с осужденными, но при этом содержат лишь некоторые интересующие нас стандарты;
- международные акты специализированного характера, которые предопределяют содержание стандартов обращения с осужденными.
По признаку обязательности для применения государствами все международные стандарты можно также разделить на две группы, а именно:
- содержащие, номы обязательного характера;
- содержащие, принципы, общие положения и нормы, которые носят рекомендательный характер.
Под нормами на сегодняшний день понимают правила, регулирующие правовые отношения между субъектом и объектом. Именно на таких нормах базируется функционирование институтов уголовно-исполнительного законодательства.
Необходимость такой классификацией определяется прежде всего необходимостью отделения норм обязательного характера от норм рекомендательного характера. Под рекомендательными нормами понимают нормы, предоставляющие право выбора субъекту, в то время как обязательные нормы такого выбора не предоставляют и являются обязательными к исполнению. Например, международные стандарты, принципы и общие положения являются обязательными для любого государства, ратифицировавшего такие международные акты, в то время как международные стандарты, содержащие, рекомендации внедряются государством в той степени, в которой это наиболее целесообразно для того или иного государства.
Перечисленные выше виды международных стандартов показывают, что действие их наиболее целесообразно раскрывается относительно двух областей обращения с осужденными:
- при использовании мер, которые напрямую не связаны с лишением свободы;
- при непосредственном применении лишения свободы.
Проблема обеспечения удовлетворения культурных и духовных потребностей заключенных
На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание, в состав которого входит удовлетворение культурных, а также духовных потребностей довольно прочно вошло в практику воспитательной работы в местах лишения свободы. На современном этапе такие науки как психология, социология, в целом педагогика, а также дисциплины юридической направленности в своем арсенале содержат большое количество методов воспитания осужденного в местах лишения свободы, основной целью которых является снижение общего уровня как явных, так и скрытых поведенческих девиаций индивида.
Позитивные тенденции исправительной политики, которые можно наблюдать последние несколько лет, оказывают благотворное влияние на активизацию деятельности учреждений, которые входят в состав уголовно-исполнительной системы, в развитии гуманитарных, эмоциональных начал воспитательного процесса, повышении общего уровня культурного развития, формировании у них корректных ориентиров нравственного характера, целостного эстетического отношения к жизни.
Наиболее важным аспектов субъектного развития, эмоционального и эстетического совершенствования, формирования корректных нравственно-ценностных ориентаций можно назвать нравственно-эстетическое воспитание осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которое тесно связанно и прочими направлениями воспитательной работы в таких учреждениях.
Актуальность нравственно-эстетического воспитания связана прежде всего с такими факторами, как необходимость в регулярном обновлении и постоянном совершенствовании воспитательного процесса в учреждениях исправительной системы РФ с учетом тенденций развития общества в целом, анализе и обязательном учете не только динамики, но и структуры преступности, целесообразности внедрения новых концептуальных взглядов на проблемы приобщения преступников к общечеловеческим ценностям. На сегодняшний день наиболее важной целью нравственно-эстетического воспитания является формирование у любого индивида насущной потребности соответствовать принятым в обществе моральным нормам, способности осознавать, ценить и строить жизнь по законам, принятым в обществе, т.е. воспитание гуманистических качеств, интереса и любви к жизни во всех возможных формам.
Анализ сложившейся практики говорит о том, что довольно часто нравственно-эстетическая неразвитость в значительной степени тормозит личностный рост человека, препятствует быстрому установлению взаимоотношений осужденных с предметным миром, людьми и непосредственно с собой, оказывает негативное влияние на уровень эффективности исправительного процесса. Следует отметить, что особое внимание в данном случае должно уделяться формированию у заключенных нравственных ценностных ориентаций, коррекции поведения асоциальной направленности, а также активизации творческой деятельности личности в разных сферах жизни.