Сущность и особенности финансового мониторинга в РФ
Финансовый мониторинг — это комплекс мер, направленных на создание системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и осуществление контроля за финансовыми операциями посредством идентификации и верификации клиентов.
В начале 2000-х гг. в РФ был сформирован Комитет по финансовому мониторингу, позже преобразованный в Федеральную службу финансового мониторинга (Росфинмониторинг). С 2003 года РФ была принята в Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (организация ФАТФ). Рекомендации этой группы являются международными стандартами.
Система финансового мониторинга в РФ развивалась как часть системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. Системам финансового мониторинга — это совокупность определенных элементов, взаимосвязанных между собой и преследующих общую цель. Стратегическая цель финансового мониторинга — выявление сделок с имуществом, денежных операций, осуществляемых для отмывания доходов.
Система финансового мониторинга включает:
- методологическое обеспечение;
- нормативно-правовое регулирование;
- межведомственное взаимодействие и организационное обеспечение;
- информационно-техническое обеспечение;
- взаимодействие с надзорными органами и надзорная деятельность;
- учет организаций, проводящих операции с денежными средствами и имуществом;
- финансовые расследования;
- взаимодействия с кредитными и некредитными организациями;
- кадровое обеспечение;
- международное сотрудничество.
Важнейший элемент финансового мониторинга — методологическое обеспечение, связанное с разработкой методов, принципов, подходов финансового мониторинга. Выбранные принципы и подходы построения системы влияют на содержание всех входящих в нее элементов, обуславливают эффективность функционирования системы в целом.
Проблемы развития финансового мониторинга
В 2007 году было одобрено руководство по применению подхода на основе рисков в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОДФТ). Документ раскрыл содержание риск-ориентированного подхода, обозначил нормы применения подхода на основе рисков, указал принципы его реализации.
Риск-ориентированный подход базируется на концентрации усилий и расходов на более существенных рисках. Осуществление подхода предусматривает описание возможных рисков отмывания денег, их классификацию по категориям, выработку способов реагирования и контролирующих мер с учетом степени риска. Такая дифференциация должна проводиться не только по степени риска, но также по регионам, каналом поставок, отдельным видам деятельности контролируемых субъектов и другим факторам.
Угрозы и риски национальной безопасности в сфере незаконного отмывания денежных средств постоянно меняются. К основным рискам относятся:
- снижение стабильности финансовой системы, рост спекулятивных процессов на валютном рынке;
- нецелевое использование государственного бюджета (включая бюджет, направленный на обеспечение финансовой устойчивости при экономическом кризисе);
- вовлечение в незаконные финансовые операции финансовых институтов, их криминализация;
- региональные, секторальные и отраслевые риски;
- риск срыва налоговой амнистии и возврата капитала.
Перспективы развития финансового мониторинга
Риск-ориентированный подход при эффективном применении позволяет значительно повысить результативность используемых ресурсов, увеличивает маневренность системы финансового мониторинга, возникающую в ответ на новые риски и угрозы, позволяет всем участникам финансового мониторинга вовремя реагировать на появление новых способов легализации преступных доходов.
Риск-ориентированный подход реализуется через следующие принципы:
- оценка национального риска, понимание уязвимых мест и угроз;
- разработка и внедрение основополагающих механизмов надзора за применением риск-ориентированного подхода;
- наличие правовой базы и соответствующего регулирования для реализации подхода;
- эффективное распределение обязанностей между субъектами финансового мониторинга, обеспечение между ними тесного взаимодействия;
- обмен информацией между частным и государственным сектором в области оценки риска государства, оценки и типологии способов противозаконного использования финансовой системы для отмывания денег.
Центром по оценке рисков и угроз национальной безопасности является Росфинмониторинг. Информационный и оперативный потенциал Центра позволяет реализовать разные подходы для выявления, анализа и оценки рисков по разным отраслям национальной экономики, принимать соответствующие меры по их устранению, проводить оценку эффективности этих мер.
Принципы риск-ориентированного подхода могут быть воплощены только при одновременной реализации всех блоков ФМС.
Важнейшей задачей развития финансового мониторинга является рост эффективности межведомственного взаимодействия. Важная роль при укреплении межведомственного взаимодействия должна отводиться заключению соглашений о сотрудничестве с федеральными надзорными органами, министерствами, федеральными службами, Фондом социального страхования и Счетной Палатой, с профессиональными ассоциациями, саморегулируемыми организациями, высшими учебными заведениями, союзами и акционерными обществами.
На расширение межведомственного взаимодействия направлено проведение международных научно-практических конференций, семинаров по изучению и обобщению международного и российского опыта предотвращения коррупции, противодействия отмыванию доходов, модернизации и развитию данной системы.
Для проведения эффективного финансового мониторинга необходимо:
- создать актуальную и качественную правовую основу;
- провести адаптацию законодательства РФ к международным требованиям;
- установить жесткие нормативы оптимизации и прозрачности инструментов контроля, отвечающих международным стандартам.