Понятие пробелов в российском законодательстве
Пробелы в российском законодательстве – это одна из актуальнейших проблем российского права. Юридическим и физическим лицам регулярно приходится иметь дело со спорными и нетипичными ситуациями, когда правовое регулирование правоотношений отсутствует. Пробелы в законодательстве представляют собой обязательное явление любой правовой системы страны. При изучении проблематики пробелов используют чаще всего понятия «законодательный пробел» и «пробел в праве», которые по своему содержанию совершенно не совпадают.
Понятие «законодательный пробел» в юридической литературе рассматривается в качестве разновидности пробела в праве. Данный пробел указывает на отсутствие определенной нормы права в нормативном правовом акте и в законодательстве.
Понятие «пробел в праве» связывают с наиболее широким пониманием такого явления, как пробельность. Пробел в праве – это частичное или полное отсутствие правового регулирования определенной разновидности общественных отношений, отсутствие нормативных установлений, важность которых обусловлена политикой, основными принципами, общественными отношениями, содержанием и смыслом действующего законодательства.
Пробелы в законодательстве являются одним из недостатков всего правового регулирования, изучается с позиции выяснения условий и причин возникновения пробелов, способов преодоления, устранения и их предотвращения. Наличие пробелов в праве является неотъемлемым условием развивающейся правовой системы. Государство для минимизации этих пробелов, разрабатывает и применяет эффективные механизмы преодоления и устранения законодательных пробелов.
Причины появления пробелов в законодательстве и пути их устранения
Появление законодательных пробелов обусловлено разными причинами:
- появление новых общественных отношений, которые не охвачены правовым регулированием;
- недочеты и упущения в процессе правотворческой деятельности;
- несоблюдение законодателем правил юридической техники, что ведет к нечетким законоположениям и правовым предписаниям.
Пробелы в законодательстве нарушают системность законодательства, приводят к нарушению интересов, прав и свобод человека.
Как правило, пробелы в законодательстве обнаруживаются в процессе правоприменительной деятельности, в ходе применения права юридические и физические лица сталкиваются при регулировании определенных правовых ситуаций с отсутствием нормы законодательства, разрешение которых нельзя осуществить только на основе действующих правовых норм.
Законодательные пробелы можно устранить или преодолеть. Основное средство устранения такого пробела – нормотворческая деятельность. Окончательным устранением пробела является принятие нормативно-правового акта. Устранение законодательного пробела на практике через нормотворчество требует много времени. Пробелы в законодательстве преодолеваются в процессе реализации права, в процессе правоприменения. Пробелы восполняются посредством аналогии права и аналогии пробела, а не путем создания новых норм права. Преодоление пробелов в законодательстве происходит в пределах деятельности судебных органов.
С пробелами в законодательстве чаще всего сталкиваются органы конституционной юстиции. Конституционный Суд выявляет пробелы в законодательстве при рассмотрении конкретных дел, при разрешении дела о его соответствии Конституции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод. Конституционный Суд при обнаружении в ходе конкретного дела законодательного пробела, не должен оставить его без внимания. Он обязан устранить недостатки регулирования (при их обнаружении), исходя из задач конституционной юстиции, как гармонизация законодательства, защита основ конституционного строя, формирование правовой культуры в обществе.
Выделить четкий алгоритм, способы и методы устранения и преодоления пробелов достаточно сложно, что связано с отсутствием за Конституционным Судом формального закрепления полномочия по проверке конституционности норм ввиду наличия пробелов в законодательстве.
Способы устранения и преодоления пробелов в законодательстве:
- путем прямого и непосредственного применения норм Конституции, подтверждает конституционное положение;
- путем применения аналогии закона;
- путем выявления истинного, реального конституционно-правового смысла нормы, благодаря чему Конституционный Суд может воздержаться от констатации наличия пробела в законодательстве, устранить его путем толкования правовых положений согласно конституционно-правовым смыслам;
- путем установления правового регулирования до момента принятия нормативного акта законодателем;
- путем установления порядка реализации правовых норм; порядок реализации определенных норм устанавливает Конституционный Суд, создавая образец правоприменения, который можно использовать на протяжении продолжительного времени.
Все способы устранения и преодоления пробелов в российском законодательстве органами конституционной юстиции обусловлены многообразием конкретных ситуаций в делах, рассматриваемых Конституционным Судом, при которых возможно обнаружение пробела.
Постановления Конституционного Суда являются интерпретационными актами, актами обязательного толкования Конституции, в которых с толкованием норм Конституции одновременно производится необязательное толкование норм отраслевого права. Это обосновано ролью и местом Конституционного Суда в качестве специализированного судебного органа, который осуществляют судебную власть в виде конституционного судопроизводства в системе органов государственной власти.
Решения Конституционного Суда можно определить, как прецеденты, обязательные для всех правотворческих органов, акты официального толкования – в качестве прецедентов толкования, создающих временные нормы права, которые способны стать нормой закона.