Морское право: сущность понятия
Морское право является упорядоченными стандартами, которые призваны определить статус морских вод, морского дна и его содержимого, а также способы их использования.
При определении морского права часто подчеркивается, что оно регулирует отношения, возникающие в результате «коммерческого судоходства» или «применительно к использованию Мирового океана». Эти определения неточны.
В коммерческих перевозках и, особенно в контексте использования мирового океана другими способами формируются такие взаимоотношения, которые не подпадают по юрисдикцию морского права. Возьмем, хотя бы спор между строительной и добывающей газ организацией, относительно несоблюдения установленных сроков постройки в морских водах оборудования по добыче газа, который должен будет рассматриваться с учетом гражданско-правовых норм о договоре подряда на капитальное строительство. Разногласия между экипажем судна и судовладельцем в связи с неверными выплатами по вознаграждению труда — на основании трудового права и т. п. Эти вопросы и многие другие взаимоотношения, игнорируя то, что они возникают при деятельности на море, не сильно отличаются от содержания обычного аналогичных отношений на суше.
Отличительные признаки морского права
Область действия морского права - это отношения, которые возникают в контексте использования морских пространств для транспортировки грузов, перевозки людей, почты, спасательных операций на воде и для других экономических, научных и культурных целей.
Субъекты морского права являются государственными органами, которые обеспечивают весь процесс и урегулирование споров: морская лоцманская служба, служба регулирования движения судов, морская арбитражная комиссия, а также капитаны портов, которые проводят государственный надзор за мореплаваньем в порту.
В течение тысячелетий мировые океаны использовались и используются населением Земли в двух ключевых направлениях:
- в качестве морских «дорог», в основном используемых для перевозки вещей и людей,
- как место добычи всех видов ресурсов, необходимых для людей.
Эти две цели достигаются за счет осуществления различных мероприятий, объём последних при развитии общемировой экономики и технических возможностей регулярно увеличивается. Особенно в двадцатом веке океан, его площадь дна становятся основным источником ресурсной добычи топлива (нефти и газа), руд, химических веществ, отправной точкой для использования как источник энергии и производства опресненной воды.
Действия, которые служат достижению этих двух основополагающих целей, привели к созданию другого вида вторичной, производной от них, оффшорной деятельности. Эти вторичные действия людей в глобальном океане включают, в частности:
- строительство портов, причалов и других технических устройств (стационарные платформы, маяки и т. д.);
- обеспечение безопасности судоходства через разработку и внедрение знаков и навигационных средств, обеспечение лоцманского проведения кораблей, создания и проведения спасательных операций и т. д.;
- научные изучения Мирового океана и гидрометеорологические наблюдения этого океана;
- недопущение и устранение загрязнения морских вод вредными отходами;
- поднятие затонувших кораблей, ликвидация мусора и другие погружные работы.
Источники морского права
Чтобы правило поведения стало юридическим стандартом, оно должно иметь определенную форму. Форма выражения правила называется источником закона в нормативно-правовом контексте. В данном случае термин «источник закона» используется в качестве специального юридического термина.
Государство, непосредственно формулируя установленный правовой стандарт или санкционируя установленное правило поведения, дает ему статус юридического стандарта, который становится юридической нормой лишь в результате государственного законодательного акта. Поэтому источники права воспринимаются как результат законодательной деятельности государства по формулированию или утверждению принципа поведения и, таким образом, придают этому принципу новое качество. Однако следует помнить, что источник закона не всегда является прямым результатом деятельности по государственному строительству, государство в таком процессе может влиять косвенно.
Наиболее распространенным источником в национальном морском праве является правовой акт, изданный соответствующим образом, который разрешен компетентным органом. Содержание нормативного акта - это именно правовые нормы. Публикация подорбного акта фактически означает установление, отмену или изменение юридического стандарта. Нормативно-правовой акт для многих государств, включая Россию, является основоположным источником права, посредством которого регулируются важнейшие социальные отношения.
К нормам морского права необходимо, прежде всего, причислить:
- Конституцию (Основной закон) государства,
- общегосударственные законы, которые регулируют отношения, связанные с торговым мореплаванием,
- указы руководства страны,
- подзаконные акты (волеизъявления правительства, решения министерств и иных государственных органов исполнительной власти, которые включают основы морского права в случаях и границах, предписанных законом, обязательные постановления руководителей морских торговых портов).
Необходимо разграничивать нормативные указания, содержащиеся в вышеуказанных источниках, с оперативными указаниями, которые также могут включаться в законы, указы и подзаконные акты.
Нормативные указания, в отличие от оперативных, не подразумевают конкретное, уже возникшее обстоятельство и предназначены не для единоразового применения, они распространяют свое действие на все те случаи и обстоятельства, которые подпадают под признаки, указанные в источнике права. В дополнение к законам, постановлениям и нормам, международным морским стандартам и договорам, признанным государством, они должны быть включены в стандарты морского права государства.
Основным принципом морского права почти каждой страны является Кодекс коммерческого судоходства, и хотя в разных странах может быть разное название, но его суть та же. В этом кодексе содержатся нормы международного права, административного права, земельного права, трудового права и уголовного права. Этот кодекс не полностью охватывает все сферы торгового мореплавания. Многие сферы регулируют другие источники морского права, а именно положения закона.