Сущность и структура предвыборной кампании
Предвыборная кампания – это часть всей избирательной кампании, которая представляет собой совокупность действий, осуществляемых кандидатами и их командами, избирательными объединениями и партиями для достижения предвыборных целей.
Предвыборная кампания является совокупностью событий, направленных на принятие участниками этой кампании конкретных решений и организацию агитационных акций. Предвыборная кампания – это особая разновидность политического управления, когда субъектом этого управления во главе с кандидатом является команда (группа советников, экспертов, помощников, единомышленников и волонтеров, которые непосредственно реализуют задачи управления избирательным процессом). Объект предвыборной кампании – потенциальные избиратели.
Главными элементами предвыборной кампании выступают:
- анализ «избирательного рынка» и политической конъюнктуры, выделение сильных и слабых качеств кандидатов и его противников по выборам, выработка стратегии предвыборной кампании;
- формирование структуры управления предвыборной кампании;
- подготовка предвыборной платформы (программы);
- создание графика кампании;
- формирование бюджета кампании;
- разработка тактических приемов кампании, подготовка пропагандистского обеспечения, определение методов работы с избирателями в средствах массой информации.
Полномочия команды кандидата в проведении предвыборной кампании
Основной элемент предвыборной кампании – «раскручивающая» кандидата команда профессионалов, которая организует и связывает все технологические процедуры выборной кампании. В команду кандидата входят:
- руководитель штаба, который планирует и контролирует стратегию предвыборной кампании;
- ответственный за работу со средствами массовой информации, который отвечает за создание и размещение информации о кандидате в СМИ, в качестве видео- и аудиопродукции;
- ответственный за агитационные материалы и полиграфическую продукцию (производство и распространение плакатов, листовок, буклетов, флагов, символики партии и т.д.);
- ответственный за социологические исследования, опросы общественного мнения и др.;
- отвечающий за психологическое обеспечение, он работает с кандидатом, дает консультации по выпуску рекламы и т.д.;
- ответственный за информационную разведку (использование конфиденциальной информации, мониторинг действий кандидатов);
- ответственный за координацию работы штабов, избирательных округов и общественных приемных;
- ответственный за работу с наблюдателями / агитаторами (акции, сбор подписей);
- финансовый отдел занимается финансовой стороной предвыборной кампании (контроль за избирательным фондом, своевременная оплата работы специалистов и др.);
- юридическая служба занимается юридическим обеспечением кампании (разъясняет законы, касающиеся выборов, готовит на кандидатов судебные иски и др.);
- группа безопасности обеспечивает непосредственно физическую безопасность кандидата, членов штаба.
Главный этап предвыборной кампании – планирование стратегии избирательной кампании.
Стратегическое планирование включает решение следующих задач:
- сбор информации из разных источников, изучение общественного мнения и соперников;
- оценка собранных данных путем выявления наиболее сильных и слабых сторон участников выборной кампании;
- непосредственная разработка стратегии, обозначение адресных групп, целей, проблем, основных лозунгов и политической стратегии;
- планирование, воплощение всего задуманного в законченный план.
Технологии предвыборных кампаний
Любую избирательную кампанию необходимо рассматривать, как определенную разновидность политического процесса. При этом инициаторы избирательной кампании (субъекты управления) лишены права вводить свои правила проведения кампании (создавать правовые нормы, обязательные для объекта воздействия). Субъект управления не имеет возможности опоры на право легитимного насилия, на применение будь-каких мер воздействия или санкций на потенциальных избирателей.
Способы воздействия субъекта на объект должны быть связаны со специфическими формами воздействия на мотивационную структуру личности. Основным содержанием избирательной кампании становится борьба за предпочтения и умонастроения населения.
Избирательные технологии – это совокупность способов воздействия на широкие массы населения с целью оказания влияния на их электоральное поведение, побуждения их отдать свой голос за определенного кандидата.
Характерная особенность предвыборных избирательных технологий – их нацеленность на включение социально-психологических механизмов, которые регулируют поведение избирателей, обращение к ценностным ориентациям, интересам граждан, настроениям, чаяниям и устремлениям.
Во многих странах функционируют агентства, работают лица, профессионально занимающиеся организацией предвыборных кампаний (Международная ассоциация советников по политическим кампаниям, политические консалтинговые фирмы). Политические консультанты используют новейшие технологии предвыборной кампании, готовят поездки кандидатов, представляют избирательным штабам данные о текущих рейтингах, информацию о взглядах, предпочтениях, установках населения, которая дифференцирована по типам населений, по регионам, по возрастным группам, по профессиям, а также взаимодействующие со средствами массовой информации и т.д.
Избирательные технологии предвыборной кампании – это сильнейший метод воздействия, который позволяет привлекать на сторону кандидата большие слои населения, изменять их предпочтения. Это становится возможным при условии, что избирательные технологии применяются комплексно, опираясь на научно обоснованные стратегии предвыборной кампании, учитывают поведение политических конкурентов, реальные процессы, осуществляемые в сознании масс.