Правоотношения, которые возникают между субъектами в системе образования, могут быть охарактеризованы теми же чертами, что и любые другим правоотношения. В то же время у них есть и своя специфика, которая обусловлена особенностью общественных отношений в данной отрасли.
В образовании складывается два типа общественных отношений:
Объектами в образовательных правоотношениях могут выступать:
Субъект правового отношения — это социально-правовая единица, вступающая в отношение с равным себе лицом. То есть это физические и юридические лица, а также государство и его органы, наделённые равными правами и обязанностями.
Субъекты в образовательных правоотношениях – это участники образовательного процесса. Например, учитель, который ведет урок – это субъект образовательного отношения, так как осуществление им педагогической деятельности опосредовано соответствующими правовыми актами (он принят на работу в соответствии с приказом или контрактом, получает зарплату согласно своей квалификации и др).
Субъекты в образовательных отношениях могут объединяться в группы, например:
В большинстве отраслей индивид обладает правоспособностью и дееспособностью одновременно. Но в гражданском праве возможна ситуация, когда правоспособность и дееспособность могут «сосуществовать» не одновременно. Например, несовершеннолетние от четырнадцати до восемнадцати лет, а также малолетние (до четырнадцати лет) наделены ограниченной дееспособностью.
В образовательных отношениях ученик является полностью дееспособным в смысле возможности им получать образование, отвечать за прогулы занятий, нести обязанность по выполнению учебного плана. На законного представителя несовершеннолетнего ответственность может быть наложена лишь в исключительных случаях, например, если ученик причиняет вред другому лицу или имуществу образовательного заведения
Основными видами правовых статусов у субъектов в образовательных отношений являются: