Правоотношения, которые возникают между субъектами в системе образования, могут быть охарактеризованы теми же чертами, что и любые другим правоотношения. В то же время у них есть и своя специфика, которая обусловлена особенностью общественных отношений в данной отрасли.
В образовании складывается два типа общественных отношений:
- преципионные (первичные) – образовательные отношения, которые возникают из норм образовательного права, их субъектами являются обучающиеся (их представители), и образовательные учреждения вместе с педагогическими работниками;
- комиторные (вторичные) - правоотношения в сфере образования, не входящие в первую группа, которые складываются на основе административного, гражданского или трудового права и опосредованно обеспечивают образовательную деятельность.
Объекты отношений
Объектами в образовательных правоотношениях могут выступать:
- знания, умения, навыки, компетенции, передаваемые педагогами обучающимся в соответствии с требованиям образовательных стандартов и образовательных программ конкретного вида образования;
- условия для эффективного образовательного процесса, то есть учебной работы как обучающегося, так и педагога;
- качество образования, которое выражается в соответствии процесса и результата учебной работы учителей и воспитанников установленным нормативным требованиям;
- качество воспитательной работы - соответствие содержания и характера черт личности учащихся, их социально-ценностных ориентаций, соответствующих позитивным моральным ценностям в обществе.
Субъекты отношений
Субъект правового отношения — это социально-правовая единица, вступающая в отношение с равным себе лицом. То есть это физические и юридические лица, а также государство и его органы, наделённые равными правами и обязанностями.
Субъекты в образовательных правоотношениях – это участники образовательного процесса. Например, учитель, который ведет урок – это субъект образовательного отношения, так как осуществление им педагогической деятельности опосредовано соответствующими правовыми актами (он принят на работу в соответствии с приказом или контрактом, получает зарплату согласно своей квалификации и др).
Субъекты в образовательных отношениях могут объединяться в группы, например:
- индивидуальные (ученики, учителя, студенты);
- институциональные (образовательное учреждение, его подразделения, органы управления и др.).
В большинстве отраслей индивид обладает правоспособностью и дееспособностью одновременно. Но в гражданском праве возможна ситуация, когда правоспособность и дееспособность могут «сосуществовать» не одновременно. Например, несовершеннолетние от четырнадцати до восемнадцати лет, а также малолетние (до четырнадцати лет) наделены ограниченной дееспособностью.
В образовательных отношениях ученик является полностью дееспособным в смысле возможности им получать образование, отвечать за прогулы занятий, нести обязанность по выполнению учебного плана. На законного представителя несовершеннолетнего ответственность может быть наложена лишь в исключительных случаях, например, если ученик причиняет вред другому лицу или имуществу образовательного заведения
Основными видами правовых статусов у субъектов в образовательных отношений являются:
- обучающийся;
- родители;
- образовательное учреждение;
- учредитель образовательного учреждения;
- орган управления образованием;
- орган управления в образовательном учреждении;
- работник в образовательном учреждении (педагогический, административный и др);
- трудовой коллектив;
- общественная организация в образовательной сфере;
- государство.