Индивидуальный предприниматель
Индивидуальный предприниматель (ИП) – это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке в ЕГРИП и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Ранее в нормативно-правовых актах РФ использовались такие понятия как «предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ)», «частный предприниматель», которые на сегодняшний день заменяются понятием «индивидуальный предприниматель».
Предприниматель использует свои организаторские способности для получения экономической выгоды в форме прибыли. В связи с этим предпринимателями довольно часто именуют себя граждане, которые занимаются экономической деятельностью, нол при этом не имеют абсолютно никаких документов, которые подтверждают их право такую деятельность осуществлять.
Если рассматривать понятие «индивидуальный предприниматель» с юридической точки зрения, то в качестве такового может осуществлять деятельность только гражданин, который зарегистрирован в качестве ИП в установленном законом порядке. Таким образом, коммерческая деятельность, осуществляемая гражданином, который не зарегистрирован в качестве предпринимателя, является незаконной, т.е. ее осуществление влечет за собой определенные юридические последствия.
Основы взаимодействия предпринимателей с государством
В качестве правовой основы взаимодействия предпринимателей и государства следует рассматривать правовые нормы, отраженные в действующей редакции Конституции РФ. Характеризуя правоотношения, которые могут возникать, изменяться и прекращаться между предпринимателями и государством, необходимо отметить их публичный характер, что ни в коем случае не исключает их частноправовой составляющей.
Согласно положению ст. 30 Конституции РФ любой человек вправе организовывать объединения, в том числе формировать профессиональные союзы для защиты своих интересов. При этом на уровне Конституции РФ гарантируется свобода общественных объединений. Данная правовая норма Конституции РФ имеет особое значение для деятельности объединений предпринимателей, которые и вступают в непосредственные отношения с государством.
Однако, не меньшее значение имеет конституционная норма, отраженная в ст. 32 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане вправе принимать непосредственное участие в управлении государственными делами как личном, так и через выбираемых представителей. Данная правовая норма имеет прямое отношение и к гражданам, реализующим предпринимательскую деятельность.
В рамках ст. 33 Конституции РФ закреплена одна из основополагающих форм взаимодействия между предпринимателями и государство, а именно индивидуальные, а также коллективные обращения в органы власти федерального или муниципального уровня.
Анализируя проблему взаимоотношений между предпринимателем и государством, важно учитывать то обстоятельство, что под государством в данном случае следует понимать не только Российскую Федерацию, но и все ее субъекты, различного рода местные образования, влияние которых на предпринимательство иногда даже более значимо, чем влияние РФ в целом.
Отношения предпринимательства и государства базируются на непосредственном взаимодействии, взаимосвязи интересов обеих сторон таких отношений.
Так, одной из важных функций государства на сегодняшний день является обеспечение порядка осуществления экономической деятельности. В рамках данной функции государство имеет возможность применять различные инструменты государственного воздействия на национальную экономику в целом и предпринимательство, в частности. К числу таких инструментов относятся налоги, акцизы, таможенные тарифы, льготы и т. д. При этом у предпринимателей имеется интерес, сущность которого заключается в возможности принимать непосредственное участие в формировании соответствующей государственной политики по отношению к предпринимательству и влиять на создание условий применения соответствующих средств государственного регулирования.
На современном этапе развития выделяют несколько форм взаимодействия предпринимателей с государством, а именно:
- Государственное администрирование (прямое регулирование со стороны государства). Данный способ взаимодействия подразумевает властное воздействие государственных органов в отношениях с предпринимателями, т.е. движение при формировании отношений реализовано по модели «сверху вниз» - от государства к предпринимателям;
- Конструктивный диалог и взаимовыгодное сотрудничество. В рамках данного метода взаимодействия направление движения встречное как от предпринимателей к государству в лице его органов власти, так и от государства в лице его органов власти напрямую к предпринимателям;
- Лоббирование. В рамках данного метода взаимодействия предполагается существование горизонтальных отношений между государством и властью, целью которых является информирование государства об интересах предпринимателей;
- Коррупция. Данный метод взаимодействия предполагает формирование отношений между государством в лице его органов и должностных лиц и предпринимателями снизу вверх - от предпринимателей к государству.