Сущность понятия «правовое воспитание»
Правовое воспитание – это комплекс различного рода мер воздействия, основной задачей которых является выработка необходимого уровня правосознания и правовой культуры.
Приоритетной целью воспитания правовой направленности можно назвать предоставление человеку всех необходимых знаний законодательства и правовых норм, а также привитие ему уважения к ним. В рамках данной цели решаются следующие задачи:
- формирование достаточных знаний о действующей системе норм права, а также корректного понимания и уяснения сущности предписания права;
- формирование внутреннего уважения к правовым нормам;
- формирование умения использовать полученные знания в повседневной жизни;
- формирование модели поведения человека в точном соответствии с действующим законодательством;
- формирование четкой установки на правомерное поведение и негативного отношения к совершению нарушений норм права.
На современном этапе развития правовое воспитание может рассматриваться в двух смыслах – широком и узком. Если говорить о правовом воспитании в широком смысле, то под правовым воспитание следует рассматривать правовое формирование личности индивида, а именно весь процесс формирования правовой культуры и правового сознания . Если говорить о правовом воспитании в узком смысле, то под правовым воспитанием следует рассматривать целенаправленный, в обязательном порядке управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание индивида, целью которого является формирование достаточного уровня правосознания и правовой культуры.
Особенности правового воспитания сотрудников ОВД
Воспитание во все времена носило и ныне носит конкретно-исторический характер, оно непосредственно связано с социально-экономическим, политическим состоянием социума. Результативность воспитания в условиях становления России как правового и демократического государства, решения национальных задач обновления общества определяется не только тем, как оно обеспечивает усвоение индивидом культурных ценностей и накопленного социального опыта, но также готовностью граждан государства к сознательной активности. В результате можно говорить о том, что важнейшим результатом воспитания является готовность индивида к постоянному к самовоспитанию и саморазвитию.
Формирование наиболее эффективной педагогической системы воспитания сотрудников ОВД на сегодняшний день дел приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением в рамках кадровой политики, реализуемой государством. Это обусловлено в первую очередь задачами, которые стоят перед ОВД в условиях переломного периода, который проходит сегодня Россия. В ст. 1 Конституции Российской Федерации наше государство определено как правовое, и чтобы оно в действительности стало таковым, воспитанность личного состава должна быть безукоризненной.
Воспитательная деятельность в ОВД - это целенаправленная деятельность руководителей, кадровых работников, различного рода институтов по формированию у сотрудников профессиональных, гражданских и личных качеств, а также повышению уровня общей правовой культуры, мобилизации их на эффективное выполнение поставленных задач. На сегодняшний день воспитание сотрудником реализовано в специальных учреждениях МВД РФ, а также различного рода организациях, которые занимаются таким воспитание одновременно с реализацией служебных функций (ОВД). Можно говорить о том, что правовое воспитание – это перманентный процесс, продолжающийся на протяжении всего времени службы сотрудника.
Среди наиболее значимых признаков развитого правосознания можно назвать наличие у сотрудника ОВД достаточно глубоких знаний юриспруденции, а также умений, которые позволяют воссоздать объективную, ничем не искаженную картину юридически значимой ситуации, преобладание позитивных правовых чувств в восприятии правовой деятельности.
В то же время знание сотрудниками ОВД правовых норм не во всех случаях способствует их правомерному поведению. Правомерное поведение в большей степени определяется не только знанием норм действующего законодательства, но и осознанием совершаемых поступков, сознательностью реализуемого поведения, повышенным чувством справедливости и законности. Такое поведение непосредственно связано с оценкой права, которая может быть негативной, нейтральной или же позитивной. Именно такая оценка и определяет правомерность реализуемой модели поведения сотрудника ОВД.
Среди наиболее важных особенностей, которые непосредственно и обуславливают специфику правового воспитания сотрудников ОВД, можно выделить следующие:
- осуществление государственной политики и участие сотрудников ОВД в реализации его функционала;
- реализация права не только в форме соблюдения, исполнения в повседневной жизни, но и в форме непосредственного применения;
- принятие решений в ситуациях, которые в точной мере не регламентируются действующим законодательства, в т. ч. и в экстремальных условиях;
- корректное применение на практике, в процессе реализации правоохранительной деятельности, нормативно-правовых документов, которые регламентируют деятельность сотрудников ОВД.
Следует отметить, что знание норм права и также основополагающих его принципов, абсолютная солидарность с ним, убежденность в социальной значимости и необходимости соблюдения предписаний норма права в значительной степени предопределяют характер правового воспитания сотрудника ОВД.
Роль правового воспитания для сотрудников ОВД заключается в том, что оно выступает в качестве важнейшей, комплексной составляющей механизма правовой социализации личности в процессе усвоения, принятия ценностей социума, идей, переживаний, а также правовых оценок, норм и принятых моделей поведения.