Понятие правового воспитания
Правовое воспитание – это деятельность, направленная на формирование правосознания, а также правовой культуры как отдельной личности, так и общества в целом.
Целью правового воспитания можно назвать формирование личности, строящей собственную жизнь на добровольной и сознательной основе в соответствии с принятыми правовыми нормами.
Необходимо отличать правовое воспитание от социализации правовой направленности, представляющей собой достаточно продолжительный процесс формирования правосознания и правовой культуры личности, который продолжается на протяжении всей жизни человека под воздействием различного рода факторов. Правовое воспитание следует рассматривать как одно из наиболее эффективных средств правовой социализации человека.
Среди составляющих правового воспитания можно выделить следующие:
- Субъекты воспитания, к которым можно отнести семью, учителей и воспитателей, журналистов и прочих представителей СМИ, должностных лиц;
- Объекты воспитания, среди которых выделяют индивидов, отдельные социальные категории, общество в целом;
- Содержание правового воспитания, которое включает общепринятые правовые нормы, идеи, а также ценности, которые передаются субъектами воспитания воспитуемому;
- Способы воспитания, к которым можно отнести убеждение, поощрение, принуждение, а также прочие приемы воздействия на объекты воспитания;
- Формы воспитания, среди которых можно выделить правовое обучение, пропаганду, а также самовоспитание.
Следует отметить, что на сегодняшний день эффективность правового воспитания в значительной степени зависит от большого числа факторов как объективного, так и субъективного характера.
Уважение к правовым нормам, законодательным и нормативным актам отражает непосредственную сущность гражданского воспитания, при этом, уважение к закону является таким отношением к предписаниям правового характера, когда индивид сам, по свой воле признает ценность законодательным норм. В качестве результатов успешного освоения норм поведения можно рассматривать внутренний контроль, когда индивид настолько глубоко усвоил принятые нормы морали и права, что неосознанно поступает так, как того требуют принятые в социуме нормы.
Непосредственное уважение к закону как внутренняя установка личности, рационально-эмоциональное отношение к его духу формируется как признание ценности закона для индивида (позитивное правосознание). А подобное формирование представляет собой процесс и результат правового воспитания.
Сущность понятия «правосознание»
Правовое обучение как одна из наиболее эффективных систем передачи, а также усвоения исторического опыта, практики и навыков реализации права в условиях современной действительности направлено прежде всего на формирование у индивида чувства уверенности и самостоятельности в области права, а также на оказание стимулирующего воздействия правовой активности личности. Правовая активность подразумевает добровольное, осознанное, инициативное, ответственное поведение индивида.
Среди черт правосознания можно выделить следующие:
- Правосознание представляет собой одну из форм общественного сознания;
- Правосознание является выражением отношений индивидов к праву, а также различного рода правовым явлениям;
- Содержанием правового сознания являются взгляды, идеи, принимаемые теории, эмоции и т.д.;
- Правосознание прежде всего определяется материальными, а также духовными условиями общественного жизни;
- Для правосознания характерна преемственность.
В структуре правосознания выделяют:
- Правовую психологию, под которой следует рассматривать комплекс чувств, прав, эмоций, с помощью которых может быть выражено отношение индивида к праву, а также отдельным правовым явлениям. Правовая психология в значительной мере проявляется в определенных психологических реакциях индивида на некоторые правовые явления и нормы права;
- Правовую идеологию, под которой на сегодняшний день понимают комплекс идей, различного рода взглядов, эмоций, с помощью которых выражается отношение людей к правовым нормам и явлениям. Подобная идеология, как правило, выражена в научном или философском осмыслении правовых явлений.
Роль правового воспитания в формировании правосознания
Главной целью правового воспитания является формирование достаточного уровня правосознания граждан, направленного прежде всего на повышение их социально-правовой активности.
Необходимо отметить, что правовая культура является составляющей общей культуры социума, а также тесно взаимодействует с прочими культурными сферами. В связи с этим для повышения уровня правовой культуры необходимо также повышения и уровень культуры общества в целом. В данном случае особую значимость приобретает взаимодействие правовой и нравственной культуры.
Правовое воспитание находится в тесной связи с политическим и нравственным воспитанием. Так, практически невозможно сформировать у индивида уважение к закону, если нет уважения к государству как основному законодателю, а также к другим индивидам, которые являются носителем субъективных прав и свобод.
Правовое воспитание является наиболее эффективным инструментом формирования, а также повышения уровня правосознания и правовой культуры общества, средством духовного воспитания личности в условиях формирования в России правового государства. Особая роль правового воспитания связана с тем, что оно представляет собой форму государственной деятельности, его органов и должностных лиц и прочих социальных субъектов, которая направлена на формирование и укрепление в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний правовой направленности, представлений, взглядов, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение граждан.