Понятие и принципы правотворчества
Правотворчество - это полностью осознанная, волевая деятельность субъектов, которые имеют полномочия для формирования, принятия, изменения или отмены каких-либо правовых актов.
Неотъемлемой частью правотворчества является сам законотворческий процесс. Данное понятие подразумевает осуществление деятельности не всех, а только лишь высших законодательных органов нашей страны. Таким образом, процесс законотворчества создает не всю совокупность нормативно-правовых актов, а только лишь те акты, которые считаются законами.
Итак, правотворчество и процесс создания законов тесно связаны между собой и соотносятся друг с другом как целое и его часть.
Вообще, правотворчество основывается на ряде принципов:
Демократичность и гласность правотворчества - формулирование и принятие какого-то определенного нормативного акта законотворческим органом посредством вовлечения граждан и трудовых коллективов в процесс создания законов, всенародное обсуждение законопроектов посредством использования всех имеющихся средств массовой информации.
Законность - абсолютно вся законотворческая деятельность, направленная на создание, закрепление и публикацию правовых актов, обязательно должна быть законной.
Связь с практикой помогает органу, который занимается разработкой и принятием закона, делать какие-то определенные выводы о его необходимости, эффективности и правильности. Именно благодаря практике законодатель может корректировать собственную деятельность, избегая ошибок, которые раньше были допущены.
Экономический принцип - учет финансовых, организационных, правовых, кадровых условий, которые помогут в процессе правотворчества.
Своевременность - вся деятельность должна осуществляться строго в установленное время.
Планирование - четкое распределение законотворческой деятельности на определенные этапы. Стоит отметить, что разделение может быть в зависимости от предмета, времени, цели законотворческого процесса.
Профессионализм - связан с качеством законотворчества, эффективностью механизмов принятия государственных решений, опосредованных привлечением компетентных специалистов, обладающих профессиональными знаниями и опытом моделирования законопроектов.
Научный характер - обоснованность всех издаваемых правовых актов социально-экономическими, политическими условиями той страны, в которой издаются законы. Именно научная обоснованность принятия того или много закона поможет добиться эффективной правотворческой деятельности. Научный характер выражается в том, что абсолютно все правовые акты формируются, исходя из итогов каких-то определенных научных исследований, экспериментов в интересующей области. Чаще всего применяются какие-то опросы населения по интересуемой теме.
Чтобы принцип научности соблюдался, нужно всегда проводить анализ социально-экономической, политической ситуации, которая на данный момент отмечается в стране. Также необходимо изучать все аспекты жизни людей, чтобы создавать правильные и наиболее эффективные законопроекты. А для проведения такого анализа обычно применяют методы анкетирования, эксперимента, опроса, наблюдения.
Виды правотворчества
В зависимости от направленности деятельности правотворчество делится на следующие виды:
- правотворчество народа – реализуется посредством проведения референдума (всенародного голосования по каким-то наиболее важным и глобальным вопросам, связанным с жизнью общества и государства в целом);
- правотворчество органов государственной власти (парламента, правительства и т. д);
- правотворчество каких-либо конкретных должностных лиц (например, Президента нашей страны);
- правотворчество, осуществляемое органами местного самоуправления;
- местное законотворчество (например, в какой-то конкретной организации или определенном учреждений);
- законотворчество каких-то отдельных общественных организаций (например, профсоюзов).
Исходя из значимости правотворчество делится на:
Законотворчество, которое выражается в создании правовых актов какими-то высшими органами государства. В процессе законотворчества формируются самые сложные нормативные акты, которые называются законами. Именно эти правовые акты имеют наибольшую юридическую силу.
Делегированное правотворчество, которое представляет собой деятельность по созданию нормативных актов органами, относящимися к исполнительной власти. Стоит отметить, что данный вид правотворчества предусматривает создание и принятие тех правовых актов, которые входят в компетенцию исполнительных органов власти.
Подзаконное правотворчество, которое предполагает, что все правовые акты закрепляются и исполняются структурами, не имеющими отношения к высшим представительным органам - Президенту, Правительству, министерствам, ведомствам, органам местного самоуправления, губернаторам, главам администраций, руководителям каких-то конкретных предприятий, организаций.
Таким образом, правотворчество - это довольно разносторонняя деятельность. А виды правотворчества отличаются друг от друга, тем самым показывая социальную значимость, необходимость и предназначение законотворческого процесса.
В различных государствах в правотворчестве есть как какие-то общие, схожие, так и отличные друг от друга элементы. Процесс правотворчества в любой стране направлен на формирование единой, целой и наиболее правильной системы права для своего народа. Особенно заметно это у стран, которые имеют какие-то свои виды законотворческой деятельности, а также у которых существуют различные процедуры принятия и вступления в силу законодательных актов.
К функциям правотворчества также можно отнести: преобразование, улучшение правовых актов; исправление ошибок в законодательстве; упорядочение, периодизацию различных правовых актов.
Стоит отметить, что в результате законотворческой деятельности создаются акты правотворчества - правовые документы, содержащие нормы права. Это могут быть какие-то правовые акты, правоприменительные акты в англосаксонской системе права (судебный прецедент, который в будущем станет нормой права), акты нормативного содержания (постановление государственного органа, осуществляющего официальное правотворчество).
Таким образом, правотворчество осуществляется различными субъектами, что объясняет наличие разных видов правотворчества.