Правотворчество законодательной власти
Процесс правотворчества органов законодательной власти получила название законотворчества.
Законотворчество - правотворческий процесс органов законодательной власти государства результатом которого является принятие нормативно-правовых актов, имеющих высшую юридическую силу.
Значение этого вида правотворчества определяет его усложненную процедуру – законотворческий процесс, включающий несколько стадий:
- законодательная инициатива;
- стадия обсуждения проекта;
- стадия голосования и принятия;
- придание правовому акту законной силы путем его опубликования.
Законодательная инициатива – конституционное права субъекта вносить законопроект и предложение о его рассмотрение в орган законодательной власти.
Реализация законодательной инициативы детерминирует обязанность законодательного органа к рассмотрению законопроекта. Правом законодательной инициативы наделены следующие субъекты:
- Президент;
- Совет Федерации и его отдельные члены;
- депутаты Государственной Думы РФ;
- Правительство РФ;
- региональные парламенты;
- Конституционный и Верховный суды (только по вопросам их ведения).
На стадии обсуждения устраняются вероятные противоречия, неточности законопроекта. Обсуждение проходит в Государственной думе, а наиболее важные законопроект – на референдуме.
Правотворчество на стадии принятия распадается на три самостоятельных подэтапа:
- закон принимается (отвергается) Государственно Думой;
- получение одобрения Советом Федерации;
- подписание Президентом.
Для того, чтобы закон считался принятым Государственной думой за него должно проголосовать более половины депутатов. Если принимается особо важный (конституционный) закон, то требуется так называемое квалифицированное большинство – две трети общего числа депутатов.
Закон считается одобренным Советом Федерации если:
- за него проголосовало простое или квалифицированное большинство;
- в течение четырнадцати дней Совет Федерации не рассмотрел закон.
Президент РФ подписывает закон не позднее чем через 14 дней после поступления его на рассмотрение.
Принятый и подписанный закон должен быть официально опубликован.
Подзаконное правотворчество органов исполнительной власти
В процессе подзаконного правотворчества, наделенные соответствующей компетенцией субъекты создают нормативные акты, направленные на уточнение и исполнение положений законов.
Подзаконным называется правотворчество, направленное на детализацию и конкретизацию законов, оперативного решения возникающих при применении законов вопросов.
Субъектами подзаконного творчества являются:
- Президент РФ;
- Правительство;
- органы исполнительно власти РФ и её субъектов.
Подзаконное правотворчество органов исполнительной власти не предусматривает многоступенчатой процедуры. Она заменена порядком подготовки и принятия правового акта, устанавливаемого самим принимающим органом. Формы правотворчества исполнительных органов власти:
- Указы Президента РФ;
- Постановления Правительства;
- распоряжения Правительства;
- постановления министерств;
- приказы министерств;
- приказы федеральных служб и государственных комитетов.
Министерства, государственные комитеты и федеральные службы могут также принимать различные инструкции, положения, методические указания. Для придания им нормативной силы они утверждаются приказами или постановлениями принимающего их субъекта.
Правотворчество федеральных органов исполнительной власти починяется следующим правилам:
- в подзаконном акте должен быть указан законодательный акт, во исполнение которого принимается подзаконный;
- акты нормативного характера не могут быть приняты структурным подразделением федерального органа исполнительной власти.