Понятие правотворчества
Правотворчество является деятельностью, затрагивающей интересы каждого гражданина и определяющей основные параметры в общественном поведении.
Правотворчество представляет собой деятельность, связанную с созданием (изменением или отменой) правовых норм.
Исходя из участников правотворчества, оно подразделится на виды:
- правотворчество народа (референдумы);
- правотворчество компетентных государственных органов;
- корпоративное правотворчество.
Особенности правотворчества народа
Как правило, удельный вес правотворчества народа в любой стране имеет небольшой размер. В России референдум достаточно редкое явление.
Необходимо отметить, что правотворчества народа эффективная разновидность правотворчества в связи с тем, что позволяет прямым путем осуществить выявление отношения граждан страны к определенному варианту правового регулирования вопроса, вынесенного на референдум.
Анализ правотворчества народа свидетельствует о том, что для его использования должен быть «подготовлен» как народ, так и государственная власть. Как правило, в процессе референдума в нормативном порядке решаются относительно не сложные и понятные населению вопросы.
Основы правотворчества народа заложены в главном нормативном акте страны – Конституции (ч. 3 ст. 3). В связи с тем, что данный вид правотворчества осуществляется в виде референдума, следует обратиться и к нормам «О референдуме Российской Федерации». В данном нормативном акте определено, что референдум является всенародным голосованием граждан РФ, которые имеют право участвовать в нем, по вопросам государственного значения.
На данной основу имеется подразделение на основные виды:
- контрольный референдум – это всенародное голосование, которое проводится на основании конституционной нормы;
- факультативный – голосование, которое проводится исходя из требований определенного числа избирателей;
- плебисцитарный референдум характеризуется тем, что его результаты не являются обязательными для исполнения, т.к. обладают рекомендательным характером.
На основе основных положений избирательного права, в референдуме могут принимать участие дееспособные лица, достигшие соответствующего возраста (18 лет).
Референдум не может проводиться в при наличии следующих условий: военное или чрезвычайное положение, последний год полномочий Президента либо Государственной Думы, при проведении избирательной кампании одновременно на всей территории РФ.
Непосредственному правотворчеству народа присущи определенные характерные черты:
- решения референдума имеют высшую юридическую силу;
- такие решения не требуют утверждения и их может отменить исключительно другой референдум;
- в основе референдума лежат принципы свободы и добровольности участия, отсутствие контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимость принуждения;
- организацию и проведение референдума осуществляет государство, им же обеспечивается финансирование и дается гарантия реализации права граждан на участие.
Следует отметить, что бывают и случаи, когда имеет место случаи злоупотребления референдумом, которые допускает государственная власть, к таковым можно отнести:
- неясную формулировку поставленного вопроса;
- выделение в бюллетене желаемого ответа;
- помещение в бюллетень голосования различных недопустимых средств (примечания, справки), направляющих мысль и волю граждан в требуемое русло и пр.
Следует отметить, что основная нагрузка по вопросу нормативного регулирования жизнедеятельности государства и общества возложена на такой вид правотворчества, как правотворчество государственных органов.