Муниципальное правотворчество
Муниципальное правотворчество – это порядок деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, связанный с созданием правовых актов местного самоуправления в пределах установленной компетенции, которую предусматривают уставы муниципальных образований (МО) и федеральное законодательство.
Данный вид правотворчества осуществляется с целью достижения правового регулирования по вопросам местного значения на территории конкретного МО, а также для реализации полномочий выборных и других органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Правотворчество обязательно реализуется на основании правовых норм, закрепленных в Конституции, федеральных законах, региональных законах.
Правотворчество муниципальных образований включает в себя ряд стадий, среди которых:
- проведение анализа определенных общественных отношений;
- формирование мнений по поводу них;
- подготовка проекта НПА;
- внесение проекта в правотворческий орган;
- рассмотрение проекта;
- принятие проекта (обычно несколько чтений);
- подписание принятого НПА;
- -опубликование и вступление в силу.
Каждый из указанных этапов может включать несколько стадий.
Порядок принятия актов муниципальных органов
Необходимое условие внесения проекта акта на рассмотрение в порядке законодательной инициативы, наличие следующих факторов:
- текст проекта НПА в соответствии с законодательно установленными требованиями;
- пояснительная записка, в которой содержатся цели, основные положения, прогноз последствий принятия НПА;
- справка о состоянии законодательства, согласно затрагиваемой сфере правового регулирования;
- перечень правовых актов органов и должностных лиц муниципального образования, которые необходимо отменить, изменить, дополнить или принять в связи с принятием НПА;
- предложения о разработке нормативных правовых актов субъекта РФ, принятие которых необходимо для реализации данного правового акта органа или должностного лица местного самоуправления;
- финансово-экономическое обоснование принятия НПА.
Следует отметить, что проект НПА на любой из стадий муниципального правотворчества может подвергаться экспертизе. В качестве предмета экспертизы может выступать соответствие положений проекта действующему федеральному и региональному законодательству, обеспеченность выносимых в проекте предложений различными ресурсами (финансовые и пр.), взаимосвязь данного проекта с системой законодательства; соответствие проекта требованиям науки и практики и пр.
Также, в связи с рассмотрением проекта может потребоваться не только правовая экспертиза, но и специализированная, в качестве примера можно привести назначение экологической экспертизы. Одновременно по проекту могут проводиться несколько разных экспертиз. Результаты экспертизы обладают рекомендательным характером.
Основные этапы при рассмотрении проекта на заседании представительного органа местного самоуправления:
- Доклад автора проекта и заинтересованных лиц соответствующего муниципального органа;
- Вопросы и ответы к указанным лицам;
- Прения;
- Принятие проекта;
- Внесение в него поправок;
- Их рассмотрение;
- Окончательное принятие проекта.
Обычно проект НПА муниципальных образований рассматривается в два этапа (чтения), в случае внесения поправок – три этапа. Необходимо отметить, что принятие проекта может происходит как на одном заседании, так и на нескольких.
Обсуждение и голосование по поводу внесения поправок к проекту НПА завершает голосование по принятию акта в целом. До момента, когда проект предоставляется на голосование, осуществляется его юридико-техническая редакционная правка.
Представительный орган муниципального образования обладает правами по принятию проектов НПА при наличии кворума.