Основы правотворчества местного самоуправления
На современном этапе вопросам правотворчества органов местного самоуправления отводится достаточно большое значение. Связано это с тем, что на муниципальном уровне принимается большое количество различных правовых актов по вопросам местного значения, которые оказывают существенное влияние на муниципальное управление и экономику муниципального образования.
Понимание сущности термина «муниципальное правотворчество» определяет весь процесс, связанный с принятием управленческих решений, разработкой и корректировкой правовых актов. Правотворчество тесно взаимосвязано с законотворчеством, т.е. деятельностью по принятию законов, а также нормотворчеством. Правотворчество 0 это более широкое понятие по отношению ко всем переисленным.
Очевидно, что местное самоуправление обладает правом по принятию нормативных правовых актов (НПА). При этом правовые акты включают акты муниципального образования и индивидуальные акты должностных лиц соответствующего уровня.
Муниципальное правотворчество необходимо с момента, когда появляется необходимость предоставления соответствующих муниципальных гарантий, закрепления прав граждан и пр.
Важным является тот факт, что помимо грамотного оформления НПА согласно порядку его принятия, требованиям юридической техники и пр., важна привязка акта к правовой действительности, т.е. таким актом не должно быть создано трудностей в правовом применении.
Правовая норма местного уровня создается с целью урегулирования конкретных общественных отношений, чтобы установить общие правила поведения участников отношений в вопросах местного значения, вне зависимости от различных характеристик таких участников. Так, согласно Конституции, не допускается ущемление прав граждан на основании:
- религиозной принадлежности,
- расы,
- пола и пр.
История становления правотворчества местного самоуправления
Расширение компетенции местного самоуправления относится к 80-м годам прошлого века. Первые действия определить местные правовые акты в качестве самостоятельного вида правотворчества были предприняты в Законе РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-I, который регулировал вопросы, связанные с местным самоуправлением. Стоит отметить, что его нормы, тем не менее, свидетельствуют об административном стиле управления по отношению к муниципальным органам. Связано это с тем, что правотворчество осуществлялось под контролем регионов.
C принятием в 1993 г. Конституции РФ, которая закрепила институт местного самоуправления (гл. 8) и обозначила органы местного самоуправления как самостоятельный механизм реализации власти народа (ч. 2 ст. 3), не входящий в систему органов государственной власти (ст. 12), модифицировался и подход к пониманию муниципального правотворчества.
В связи с этим, с целью реализации принципа самостоятельности местного самоуправления, в частности, возникновением права на издание нормативных актов местного значения, ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.
Было закреплено, что муниципальные органы и их должностные лица обладают полномочием на принятие (издание) правовых актов в пределах установленной компетенции. Также закрепляется возможность «народной правотворческой инициативы» (ст. 25 ФЗ). Принудительная отмена муниципального НПА возможна только через судебные органы, которые могут признать его противоречащим действующему законодательству.
Следует отметить тот факт, что характер и объем муниципального правотворчества прямым образом находится в зависимости от федерального законодательства, которым определяются пределы компетенции муниципального образования.