Понятие правотворчества ЕС
Процесс правотворчества в рамках Европейского союза (ЕС) отличает значительная сложность. Следует выделить наиболее крупные основания для классификации:
- первичные (учредительные договоры и акты, которые дополняют и развивают их);
- вторичные (иные правовые акты).
На этом основании следует выделить процедуры первичного права и правотворческий процесс в рамках вторичных источников права. Процедуры первичного права являются своеобразным аналогом конституционного законотворчества внутригосударственной сферы. Подразумеваются такие действия, как процедура принятия учредительных договоров, дополняющих и (или) изменяющих их договоры, принятие в ЕС новых членов и пр. В основе данной процедуры положен принцип единогласия.
Акты «вторичного» права представлены регламентами, директивами и решениями. Процесс их создания и представляет правотворческий процесс. Процедуры их принятия варьируют исходя из органов, имеющих соответствующую компетенцию.
В каждом правотворческом органе процедура правотворчества бывает обычной и специальной. В случае обычного правотворчества Европарламент принимает решения абсолютным большинством голосов, аналогичный принцип положен в основу решений Совета и Комиссии. Подразумевается такая процедура принятия актов, когда отсутствует коллизия подходов к решаемому вопросу со стороны участников правотворческого процесса.
Специальное правотворчество имеет достаточно широкое толкование. Такой порядок принятия актов предусмотрен при существенных расхождениях в подходе к обсуждаемому вопросу участников правотворческого процесса (Совет, Комиссия, Европарламент). Например, Совет, действуя по предложению Комиссии, вносит поправки к предложению только посредством принятия единогласного решения.
Помимо этого, единогласное одобрение требуется в тех случаях, когда принятый акт влечет за собой внесение изменений в действующие принципы законодательства хотя бы в одном государстве-участнике; когда Совет по предложению Комитета и после консультации с Европарламентом осуществляет разработку мероприятий по гармонизации законодательства в области налогов для обеспечения должного уровня функционирования внутреннего рынка.
Органы правотворчества ЕС
Центральный орган, который издает правовые акты в ЕС – Совет. Правовые акты Комиссии, действуют только в определенных исполнительных инстанциях и сферах. Европейский парламент не может издавать правовые акты, он только обладает некоторыми полномочиями в принятии участия в издании правовых актов Европейским Советом.
Комиссия обладает исключительным правом законодательной инициативы. Предложения Комиссии подлежат опубликованию в бюллетене сообществ. Если возникают какие-либо трудности, там же публикуются измененные предложения. Как очевидно, правотворческий процесс начинается с предложения Комиссии относительно проекта нормативного акта. Процедурой предусматривается возможность консультации Совета с такими органами, как Европарламент и Социально-экономический комитет (в рамках консультации и сотрудничества).
Процедура сотрудничества значительно повысила роль Европарламента в правотворческом процессе, но последним словом при принятии решении является мнение Совета.
Европарламент, получив информацию от Совета и Комиссии, в течение трех месяцев может:
- одобрить общую позицию;
- не принимать никакого решения;
- внести поправки к позиции Совета при помощи абсолютного большинства голосов;
- отвергнуть данную позицию на основании мнения большинства.
На сегодняшний день основной принято считать процедуру совместного принятия решений.