Понятие правовой культуры и правосознания
Понятие правосознания тесно связано с правовой культурой. Правовая культура является чрезвычайно емким явлением, общественная значимость которого во многих аспектах превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения.
Правовая культура является составной частью общечеловеческой культуры, влияя прямо и косвенно на различные сферы деятельности общества.
Определенные теоретические и методологические трудности вызывает формулировка понятия «правовая культура», что связано с многогранностью данного феномена. В юридической науке в настоящее время имеется ряд методологических подходов относительно исследования правовой культуры.
Аксиологический подход, имеющий много сторонников. В рамках данного подхода правовая культура понимается в качестве развивающейся системы правовых ценностей, которые созданы и создаваемы в ходе развития общества. Данный подход характеризует правовую культуру как меры гуманизации человека и общества. Это проводит четкую границу правовой культуры и иных близких и взаимосвязанных правовых категорий.
Аксиологический подход исследования правовой культуры основан на философском изучении ценностного аспекта культуры. Он предоставляет возможность определения социальных основ правовой культуры, объективных свойства ее нормативности, духовных и нравственных аспектов.
Функциональное исследование. Данный подход имеет в содержании уяснение роли правовой культуры с позиции деятельности субъектов права, критерий которой соответствует высшим ценностным критериям права. В данном контексте правовая культура понимается в качестве совокупности всех элементов юридической надстройки, которые рассматриваются в динамике.
Деятельностный подход акцентирует внимание на различных сторонах или характеристиках человеческой деятельности. Сторонники подхода подчеркивают возникновение, развитие и преобразование правовой культуры с помощью деятельности. Имеется ввиду творческая деятельность. Одно из направлений деятельностного подхода –технологический подход. Правовая культура рассматривается в качестве определенной системы социальных норм и учреждений, которые регулируют взаимоотношения между людьми и обществом.
Семиотическая концепция правовой культуры представляет особый интерес. Данную концепцию, разрабатывали, в частности, Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, она комплементарна ценностному и деятельностному подходам. Акцент сделан на том, что культура – это знаковая система, определяя правовую культуру в качестве «непосредственной памяти коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний».
Профессор А.Б. Венгеров определил правовую культуру как «более высокую и емкую форму правосознания». Существенный недостаток такой трактовки – игнорирование деятельности субъектов, которые обладают правосознанием, и ее результатов. Правосознание – одна из характеристик правовой культуры.
Специфика правосознания относительно других видов общественного сознания (политические, религиозные, нравственные) заключается в том, что находит выражение отношение к юридической действительности, которое передается через понятия «права» и «обязанности». Прежде всего, это, хорошо защищенные субъективные права и определение какими они должны быть, тоже относится к юридическим обязанностям, то есть меры юридических прав и обязанностей.
От уровня развития правосознания зависит правовая культура общества, которая определяет степень освоения обществом правовых феноменов.
Роль правосознания в правотворческой деятельности
Правосознание является ведущей составляющей современного правотворчества. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов.
Становится очевидным, что на этих стадиях правотворчества, правосознание играет ведущую роль. Правосознание представляет единственно возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов, чувств, представлений субъектов законотворческого процесса.