Правотворчество и систематизация нормативных актов
Правотворчество является правовой формой деятельности государства с участием гражданского общества (в законодательно установленных случаях) при установлении (санкционировании), изменении, отмене юридических норм. Правотворчество выражает формирование, систематизация, принятие и обнародование нормативно-правовых актов (НПА).
Главным назначением правотворчества является установление новых правовых норм. Изменение и отмена устаревших правовых норм утверждает новые, входящие в состав правотворчества в качестве вспомогательных проявлений.
Правотворчество характеризуют определенные особенности, среди которых следующие:
- осуществление правотворчества непосредственно государством или народом;
- создание новых норм права, изменение или отмена действующих норм;
- правотворчество завершается письменным актом-документом (НПА);
- процесс должен соответствовать правовому регламенту;
- наличие конкретно-целевой и организационной направленности.
Важно отметить, что правотворчество не сводится к законотворчеству.
Законотворчество – это исключительная монополия высших представительных органов государства или гражданского общества в лице народа в законодательно закрепленных случаях.
Как правило, законотворчество является важной составной частью правотворчества, которая заканчивается в виде принятия соответствующих законов. То есть, результатом правотворчества являются все принимаемые НПА (федеральные и региональные законы, указы Президента, распоряжения ведомств и пр.).
Особенности правообразования
Необходимо различать понятие «правотворчество» (определение дано выше) и «правообразование».
Правообразование представляет собой все формы и средства возникновения, развития и изменения права, в т.ч. и правотворчество.
Таким образом, правообразование представлено всем процессом формирования права, проходящим в своем развитии следующие этапы:
- Возникновение общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. Правотворчества на данном этапе отсутствует, но правообразование уже имеет место.
- Осознание необходимости правового регулирования конкретных общественных отношений.
- Этап правотворчества, устанавливаются необходимые нормы права, заключительный этап правообразования.
Становится очевидным, что правотворчество является более узким понятием, нежели правообразование, составляет его часть в виде самостоятельной и решающей стадии (высшего уровня). Правотворчество начинается тогда, когда принято государственное решение о подготовке проекта конкретного НПА.
Главное отличие правотворчества от правообразования заключается в том, что правотворчество осуществляют государственные органы либо иные субъекты с их разрешения.
Таким образом, правотворчество, в первую очередь, представляет форму властно-волевой деятельности государства, формальное нормативное закрепление меры свободы и справедливости, обязательно присутствует направленность на создание НПА.
Правообразование, в свою очередь, является формой возникновения и бытия права в широком правовом поле. Оно происходит и вне правотворчества государства, в рамках гражданского общества (правосознание, конкретные правоотношения, правомерное поведение, правовые теории, судебные прецеденты и пр.).
Правообразование дает правотворчеству новые правовые идеи, правила поведения, конкретные решения, соглашения, они подвергаются исследованию, обобщению, систематизации государством, далее оформляются в нормы права, которые внешне выражены в НПА.