После того, как в 1993 году была принята Конституции Российской Федерации такие базовые отрасли права, как конституционное, гражданское, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и административное фактически получили новую жизнь.
Сегодня активная законодательная деятельность позволяет расширить и улучшить процесс регулирования новых общественных отношений, отражать в законах оригинальные направления в развитии государства и права, нивелировать заметные пробелы в прежнем советском законодательстве, ликвидировать устаревшие нормы и предписания.
Правотворчество – это процесс постоянной разработки уполномоченным государственным органом и закрепления в нормах права общеобязательных правил поведения, которым обеспечивается развитие и совершенствование правовой системы и отдельных ее отраслей.
Правотворчество – это естественная предпосылка для осуществления необходимого уровня правового регулирования в общественных отношениях. Им определяются содержание, метод и предел правового регулирования. Конечным результатом правотворчества является новая норма права (изменение или уточнение старых норм), то есть какие-либо нормативные новеллы.
Сущность федерального правотворчества
К субъектам правотворчества относятся государственные органы, наделенные определенными полномочиями, а также, в качестве исключения, граждане при принятии ими законов в процессе референдума.
Федеральное правотворчество находится в компетенции высшего представительного органа страны – Федерального собрания, состоящего из двух палат: Государственной думы и Совета федерации.
Правотворчество - это составная часть более общего процесса — правообразования. Под правообразованием понимается естественный исторический процесс формирования новых правовых норм, анализ правовой действительности в стране, выработка концепции будущего правового регулирования. Правотворчество - это финальный этап в процессе правообразования.
В советской науке принято было считать, что основная сущность правотворчества заключается в возведении воли господствующего класса в норму права, то есть в форму юридической конструкции, имеющей общеобязательный характер.
Деятельность законодателя осуществляется в порядке, установленном специальными процессуальными нормами, основная масса которых сконцентрирована в Конституции РФ.
К характерным признакам правотворчество следует отнести то, что она является:
- активной, творческой, государственной деятельностью;
- основной результат - это юридические нормы;
- это основное средство для управления в обществе, в нормах права формируется стратегия для развития, в порядке правотворчества принимаются базовые правила поведения субъектов;
- культура правотворчества, также как и качество законов являются показателями цивилизованности в обществе.
Принципы правотворчества
Можно выделить следующие принципы, присущие правотворчеству:
- научность – в процессе правотворчества важно знать социально-экономическую и политическую ситуацию, потребности людей и государства и др.;
- профессионализм – правотворчеством должны заниматься, как правило, юристы, при поддержке экономистов и иных специалистов;
- законность – процесс правотворчества сам по себе основан на нормах права, изменение которых возможно только в исключительных случаях;
- демократизм – доступ граждан к процессу принятия законов;
- гласность - доступ граждан к принятым законам путем их обязательного опубликования;
- оперативность – своевременное принятие актов в актуальных сферах, требующих правового регулирования.