Общая характеристика делегированного правотворчества
Делегирование правотворчество в системе органов государственной власти представляет собой основанное на соглашении между органами государственного управления осуществление деятельности по разработке и принятию нормативно-правовых актов в пределах соответствующей компетенции.
Содержание упомянутого в определении ведомственного правотворчества соглашения характеризуется установлением факта того, что один государственной орган на определенный срок и на строго установленных условиях передает иному государственному органу ряд собственных, законодательно установленных полномочий (при условии сохранения контроля за их реализацией).
Важным условием делегированного правотворчества является то, что один орган вправе передать возможность осуществления отдельных своих полномочий только тогда, когда является их законным носителем.
Иными словами, никто не в состоянии передать другому больше полномочий, чем имеет сам, и тем более – передавать полномочия не включенные в круг компетенции органа государственной власти.
Признаки делегированного правотворчества
Анализ содержания процедуры делегированного правотворчества позволяет выделить ряд признаков характеризующий данный вид профессиональной государственной деятельности:
- Делегирование правотворческих полномочий в системе органов государственной власти может иметь место только в том случае, когда соответствующая возможность прямо закреплена конституционно или законодательно, и только в установленной вышеназванными актами порядке и при соблюдении закрепляемых ими условий;
- Соглашения о делегировании правотворческих полномочий должны соответствовать установленной в государстве системе разделения властей, в рамках существующего разграничения полномочий между государственными органами различных видов и уровневой, и, более того, соответствующие акты должны содействовать их наиболее полной и эффективной реализации;
- При законодательном признании допустимости делегированного правотворчества обязательно формулируются пределы такого делегирования, путем установления перечня вопросов из предмета ведения органов государственной власти, нормотворческие функции по решению которых не могут быть переданы другому субъекту: профильные полномочия органа, компетенция органа, связанная с защитой прав и свобод человека и гражданина и т.д.
- Государственный орган, которому передаются полномочия по разработке и принятию нормативно-правовых актов, в пределах соответствующего соглашения, несет ответственность за осуществление таких полномочий перед их первоначальным носителем. В то же время, взявшему на себя при заключении соглашения о таком делегировании дополнительную ответственность органу государственной власти, предоставляются дополнительные, в том числе информационные ресурсы, необходимые для осуществления дополнительных правотворческих функций.
- Процесс осуществления делегированных нормотворческих полномочий, с необходимостью, сопровождается полным юридическим контролем со стороны передавшего полномочия органа, так называемого – легитимированного носителя правотворческих полномочий. Связана необходимость осуществления такого контроля с тем, что переданное полномочие, несмотря на фактическую реализацию иным субъектом государственного управления, сохраняется за первоначальным органом в качестве элемента его правового статуса, следовательно, он же выступает в качестве субъекта ответственности за его осуществление.
- Легитимированному носителю полномочия принадлежит право досрочно прекратить отношения с органом, которому передано полномочие, если последний не выполняет своих обязательств по соглашению, злоупотребляет делегированным полномочием, пользуется им в ущерб государственным интересам.