Общая характеристика административного правотворчества
Роль административных органов государственного управления в сфере регулирования процессов происходящих в обществе характеризовалась высокой значимостью на всех этапах исторического развития общества.
В современном социуме, ввиду общемировой тенденции возрастания роли исполнительных органов государственной власти, система административных элементов управления укрепляет свои позиции как в вопросах правовой реализации конституционных и законодательных предписаний, так и в процессах создания собственных правовых норм подзаконного характера.
Этим обуславливается существующая в юридической науке потребность исследования вопросов, связанных с функционированием подзаконного административного нормотворчества, начинать с которого, закономерно, следует с определения соответствующей дефиниции. Так, административное правотворчество, в наиболее общем виде следует определять следующим образом:
Административное правотворчество – это одна из важнейших сфер деятельности государства, выраженная в осуществлении органами исполнительной власти мероприятий, направленных на принятие, изменение и отмену общеобязательных юридических норм, являющихся частью внутренне согласованной и непротиворечивой системы государственного правового регулирования сложившихся общественных отношений.
Как любой вид правотворчества, административная его форма берет начало своей реализации в самом обществе, как будущем носителе устанавливаемых в установленном порядке субъективных прав и юридических обязанностей, а точнее в общественной потребности в урегулировании находящихся вне правового поля явлений и процессов, а равно изменении способов нормативного воздействия на уже урегулированные сферы общественного бытия.
Подробнее об этом будет сказано при рассмотрении стадий административного правотворчества.
Стадии административного правотворчества
Как любая государственно-властная деятельность, процедура административного правотворчества реализуется в рамках установленных законом полномочий государственных органов и их должностных лиц, а также в строго регламентированном порядке, представленном определенными стадиями .
Начальная стадия рассматриваемого вида правотворчества находится, в собственном смысле, вне непосредственно нормотворческой деятельности, поскольку представляет собой исследование общественных процессов на предмет выявления сфер и вопросов нуждающихся в подзаконном урегулировании. Как правило, соответствующая деятельность реализуется в рамках одной из трех процедур:
- Социальной – выражается в общественной правотворческой инициативе, доведенной до компетентных органов;
- Контрольной – потребность в правовом регулировании выявляется в результате мониторинга действующих законов и подзаконных нормативно-правовых актов, и выявлении в результате него противоречий, коллизий или несоответствия существующим общественным отношениям;
- Координационной – в рамках данной процедуры, потребность правового регулирования общественных отношений выступает результатом совместной деятельности нескольких органов государственной власти.
После оценки общественных потребностей в подзаконном правовом регулировании уполномоченным субъектом принимается решение о необходимости разработки проекта будущего административного нормативно-правового акта.
Принятому на предыдущей стадии решение о разработке проекта следует его подготовка, предварительное обсуждение, а при необходимости доработка отдельных содержательных, организационных или координационных аспектов будущего нормативного акта.
Подготовленный и доработанный проект административного нормативного акта выносится на обсуждение нормотворческого органа, как правило в рамках рабочих совещаний, после чего следует принятие или утверждение административного акта компетентным органом исполнительной власти или конкретным должностным лицом.
Заключительным этапом процесса административного правотворчества выступает опубликование ранее принято административно-правового акта, служащее целям его доведения до конечных адресатов.