Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Правосудие в Древнем Египте

Правосудие Древнего Египта пребывало под покровительством богини вселенского порядка Маат. В связи с этим все судьи и верховные чати являлись её жрецами. Главенствовал над всеми исполнителями воли богини фараон, в руках которого сосредотачивалась вся полнота власти. Фараон являлся гарантом порядка в государстве для всеобщего мира и процветания.

Устройство правосудия в Древнем Египте

В древние исторические периоды Египта судебные заседания реализовывались в присутствии фараона («Тексты пирамид»), но с третьей династии обязанности верховного судьи исполнял чати (визирь), оглашая фараону лишь самые важные либо конфликтные случаи, к примеру, касающиеся государственной измены, разграбления царских гробниц, членовредительства. С четвертой династии в египетских номах сложились собственные суды, возглавляемые наместниками. Изначально появилось шесть разновидностей судов («ḥwt-wrt») среди которых «ḏȝḏȝt» («провинциальный суд»), «sḥw-Ḥr» («зал Гора», где был фараон).

Замечание 1

Обращаться в суд по какому-либо вопросу обладали правом все свободные египетские граждане. Женщины имели равные юридические права по сравнению с мужчинами, они могли свободным образом выступать в суде, являться поручителями и свидетелями в процессии заключения договоров.

Судебная иерархия представлялась следующим образом:

  • Фараон, представляющийся живым богом, гарантом справедливости и порядка;
  • Чати, представляющийся визирем, правой рукой фараона;
  • Хати, являющийся наместником нома;
  • Судья – «wpyw»;
  • Советник - «dedet»;
  • Верховный следователь - «seb»;
  • Секретарь-писец судебного заседания - «sr».

Слушание дел в колонном зале храма Фив проводил главный чати, который облачался в одежды белого цвета, всегда держал скипетр в руке. Помогали ему писцы и советники, которые документировали процесс. Слушание происходило перед личностями из Совета Десяти.

Виды юридических текстов

Частное или семейное праворазрешало конфликтные ситуации отдельных лиц, исключая вопросы наследования, что включалось в общее право. Урегулировались вопросы по поводу развода, насилия либо прелюбодейства; кредитование и финансовые сделки.

«Правосудие в Древнем Египте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Уголовное право было занято засвидетельствованием преступлений, установлением виновного лица. Также судили злоупотребивших властными полномочиями должностных лиц. Сохранялись свидетельства местных судебных разбирательств 2600 года до нашей эры.

Официальные документы храмов или дворца. В них содержались списки титулованной знати, производилась перепись населения, солдат, новобранцев либо рабочих, налоговые сборы, хранились письма, велась перепись кадастра.

Виды наказаний

Приговоры существовали следующих разновидностей:

  • оправдание;
  • лишение свободы;
  • конфискация имущества или его части;
  • отправка на каторжные работы (например, в шахты, обычно это предвещало смерть;
  • телесные виды наказаний либо членовредительство (к примеру, Сахатуэмнеферу удалили ухо);
  • смертная казнь - за особенно тяжкие деяния преступника могли сжечь либо повесить, сжигали для того, чтобы у преступника отсутствовала возможность загробной жизни. Одним из самых страшных преступников летописи называют царевича Пентаура, который покусился на жизнь фараона).

Источники правосудия в Древнем Египте

Не зафиксировано ни одиного свода законов, а только отсылки к некоторому списку норм и учрежденных правил, т. н. «Литературе Маат».

Согласно им, великой является справедливость, и устойчиво всё отличное. Неизменной является справедливость со времён бога Осириса, и карают нарушившего законы. («поучения Птаххотепа»).

В «Речении Ипувера» рассказывается о бедствиях, которые постигли Египет во время смуты, и упоминаются «Дом тридцати», являющийся судебной коллегией, состоявшей из крупных сановников; и «судебные палаты», в которых сохранялись «свитки законов» и некие акты

Истино прекрасна судебная палата, говорится в «Речении», но расхищены её акты, являющиеся хранилищем многих тайн. Воистину, свитки законов судебной палаты выбросили, и теперь на них наступают на перекрёстках. Бедные люди ломают их печати на улицах. Воистину, бедные люди пришли к положению Эннеады, ибо то ведение дел Дома тридцати лишилось собственной замкнутости.

В "Наставление визиря" отмечаются обязанности и юридические обязательства чати в фараонском дворе, дабы он наставлял нового визиря выполнять обязанности на непредвзятой основе. Хотя «Наставление визиря» относят к литературным произведениям жанра «поучения», а не юридическим документам, и делается в устной форме, но оно остаётся важным материалом для понимания устройства административной службы двора.

Принцип Маат

Данный концепт охватил разнообразные понятия, которые связываются с понятием правосудия, о которых мы можем узнать лишь благодаря исследованию иероглифов. Принцип Маат включал в себя одновременным образом справедливость поступков, мысленную прямоту, достойность и поведение, правдивость и объективность суждений.

Замечание 2

Древней иллюстрацией принципа Маат служит одна из сцен, которые изображены в Папирусе Ани из «Книги мертвых». Древние египтяне называли ее «сценой загробного суда».

Умерший изображается рядом с Анубисом; бог с головой шакала приводит его к весам, на которых будет взвешиваться вся его жизнь от первого до последнего часа. Символ поступков, сердце человека, которые он совершал на земле, сравнимо с весом пераМаат в присутствии 14 судей. Если сердце мертвого перевесит перо богини истины, оно будет выброшено на съедение безжалостному чудовищу, которое являлось подручным Анубиса. Если чаша весов поднимется вверх, свидетельствуя, что человек проживал достойно, его приведут к Гору, мудрейшему божеству с головой сокола.

Этим образом, у египетских фараонов право существовало неразрывным образом с религией. Но за порядком контроль должен был осуществлять не лишь правитель и его визирь, но и любой член общества проносил ответственность за общую гармонию. В связи с этим насилие, эгоизм ложь являлись противоречием принципу Маат, являлись неприемлемыми.

Дата написания статьи: 17.05.2018
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot