Что такое правоприменение?
Правоприменение – это одна из организационно-правовых форм деятельности государства, которая направлена на реализацию предписаний правового характера в действительности.
Можно говорить о том, что в форме такого правоприменения государство ещё раз (после утверждения и обнародования нормативно-правового акта) непосредственно подключается к процессу правового регулирования общественных отношений.
Правоприменение наиболее часто требуется в тех случаях, когда правовая норма не может быть реализована без содействия со стороны государства через органы государственной власти различного уровня. На сегодняшний день среди таких случаев можно выделить следующие:
- возникновение необходимости установления на официальном уровне юридически значимых обстоятельств. Например, в качестве подобных случаев можно назвать признание гражданина умершим или пропавшим без вести;
- невозможности реализации диспозиции норами права без индивидуального государственно-властного веления (например, право на пенсию);
- реализация санкции.
Среди признаков правоприменения на сегодняшний день можно выделить следующие:
- в качестве особого субъекта правоприменения признается орган государственной власти или некоторое должностное лицо. Однако, в виде исключения в качестве субъекта правоприменения может быть привлечен и общественный орган;
- носит государственно-властный характер;
- признается в качестве деятельности по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
- является одной из форм государственной деятельности управленческого характера;
- реализуется в конкретных процедурных формах, т.е. порядок правоприменения в обязательном порядке регламентируется особыми юридическими нормами. Следует отметить, что на сегодняшний день существуют целые процедурные отрасли, среди которых, например, можно выделить гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;
- результаты правоприменения в обязательном порядке должны быть оформлены соответствующим актом - актом применения права.
Таким образом, с учётом перечисленных признаков, правоприменение на сегодняшний день следует рассматривать в качестве деятельности государства, которая осуществляется компетентными субъектами в строго регламентированных процедурных формах и направлена прежде всего на содействие в реализации юридических норм посредством вынесения конкретных решений.
На современном этапе развития можно выделить две разновидности правоприменения, а именно:
- Позитивное правоприменение. Такое правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а в качестве обязательного условия наиболее эффективной реализации некоторых регулятивных норм. Например, на сегодняшний день в форме позитивного правоприменения осуществляется назначение пенсии, выделение земельного участка. Таким образом, можно сказать, что позитивное применение представляет собой применение диспозиций правовых норм;
- Юрисдикционное правоприменение. Такое правоприменение подразумевает применение санкций, т.е. норм охранительного характера в случае нарушения диспозиций.
Таким, образом, позитивное применение права используется всегда, но характерно не для всех норм, а юрисдикционное может затрагивать любые юридической нормы, но исключительно в случае их нарушения.
Среди наиболее важных требований, которые предъявляются в отношении правоприменительной деятельности, можно выделить следующие:
- обоснованность, в рамках которой подразумевается, что все факты, относящиеся к делу, в обязательное порядке должны быть выявлены, детально проанализированы, изучены и признаны достоверными;
- законность, в рамках которой подразумевают, что при решении любого случая правоприменительный орган должен в обязательном порядке базироваться на конкретной норме права;
- справедливость, под которой понимают соответствии мнения общества о принятом
- решении непосредственно решению, т.е. существование согласованности содержания принимаемого решения с моральными нормами, принятыми в обществе.
Стадии правоприменения
Правоприменение, выступая в качестве самодостаточного процесса, реализуется в несколько этапов, под которыми на сегодняшний день понимают отрезок какого-либо процесса, характеризующийся определенной задачей, в связи с чем приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.
В качестве наиболее общих этапов правоприменения можно выделить следующие:
- определение и выявление фактических обстоятельств дела;
- формирование юридической основы рассматривается дела;
- непосредственно решение дела.
Также в качестве дополнительного этапа правоприменения можно рассматривать государственно-принудительную реализацию акта правоприменительного характера.
Первый и второй этап носят в большей степени подготовительный характер, а их разделение носит условный характер. Как правило, в действительности они протекают чаще всего параллельно, так как правоприменитель обращается то к фактической стороне дела, то к юридической. Этап формирования фактической основы проходит как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, непосредственно имеет отношение именно к этому этапу право применения. Второй этап правоприменения, получивший название «формирования юридической основы дела» включает в себя следующие правоприменительные действия:
- установление юридической нормы, которая может быть применена;
- проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве;
- проверка корректности текста нормативно-правового акта;
- верное толкование содержания нормы права.
Третий этап правопреемник представляет собой не одномоментный акт, а процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный. Результатом данного этапа является вынесение решения суда или другого уполномоченного органа в отношении рассматриваемого дела.