Законодатели и источники права Древнего Египта
Наиболее древним источником египетского права является обычай. Чуть позже большое значение начинает играть законодательство фараонов, распоряжения визиря.
В VIII веке до н. э. появляется «Кодекс Бакхариса». Но типичным для древнеегипетского права он так и не стал. Разные слои населения в нем занимали различное правовое положение: к свободным гражданам относились жрецы, военная знать, чиновники, ремесленники и крестьяне; к несвободным – рабы.
Основные законодатели Древнего Египта:
- Менес – фараон 1 династии;
- Фараон Сасихис – кодификатор религиозного права (5 династия);
- Сесосис - учредил военное сословие (5 династия);
- Бокхорис - кодифицировал гражданское право (24 династия);
- Персидский царь Дарий 1.
Систему источников Египетского права представляют:
- lex generalis - законы как общая норма (эпоха Среднего царства);
- инструкции, наказы;
- lex specialis – указ, декрет – самый распространенный древний источник права Египта;
- царские клятвы – формальное закрепление какого-либо конкретного юридического факта;
- оракулы божества;
- прецедент (эпоха Нового царства), архивы кенбетов – использовались главным образом для разрешения административных споров,
- обычное право.
Эпоха Древнего Египта представляет собой начало развития нотариата.
Уголовное право Древнего Египта
Уголовное право Древнего Египта представлено главным образом актами по процессам ограбления гробниц эпохи Нового царства.
В нем ыделялись понятия объекта и субъекта преступления. Высшие слои населения были защищены гораздо лучше и сильнее остальных. Во время расследования какого-либо преступления древние египтяне стремились определить степень виновности обвиняемого.
Среди преступлений выделяют: имущественные; административные (в современном мире – преступления, подпадающие под действие административного кодекса трудовых законов), преступления против личности.
Самым распространенным преступлением в Древнем Египте было воровство. О других преступлениях свидетельствует Книга мертвых, в которой говорится о том, как души предстают перед Озирисом и говорят о своих грехах: убийство священных животных, убийство раба, ложь, ограбление, прелюбодеяние и др.
За все эти преступления в Древнем Египте предусматривались такие наказания, как: смертная казнь, клеймение, телесные наказания (нанесение 50 ран, урезание ушей, носа, отрубание конечностей), оскопление (за изнасилование), каторжные работы (в Эфиопии), имущественные наказания в виде штрафов, пени.
Судопроизводство
Функции судов в Древнем Египте были сосредоточены в общинных органах самоуправления. Данные органы разрешали споры о наследственных и брачных отношениях, о земле и воде. Верховными судьями были номархи и высшие должностные лица. Судопроизводство происходило коллегиально.
Суд и внешнее управление не были отделены друг от друга. Административные органы выступали также и судебными органами. Большой кенбет, или кенбет города располагался в г. Фивы и включал 30 высших сановников государства. О кенбетах небольших городов и округов данных мало, известно только, что они подразделялись на кенбеты отдельных отраслей. В кенбет округа входило от 1 до 14 человек.
Особой инстанцией управления и суда был кенбет седжениу. В его рамках действовал специализированный уголовный суд, который рассматривал в том числе и дела об оплате сделанного заказа, о взыскании податей с храмов, о праве владения гробницей или землей и т.д. Состав кенбета мог быть различным. Постоянными членами кенбетов выступали судьи – серы (вождь, господин).
Высшей судебной инстанцией, возглавлявшей суд «шести палат», являлся фараон. К нему с любой просьбой или жалобой мог обратиться любой свободный египтянин. Фараон обладал правом для рассмотрения заговоров и тайных дел созвать чрезвычайную судебную коллегию.
Разделения процессов на уголовный и гражданский не существовало. Имело место подразделение процесса на отдельные стадии:
- Возбуждение дела. Вначале перед серами кенбета выносилась мотивированная жалоба, или иск. Устанавливался факт нарушения права или совершения преступления.
- Рассмотрение и уяснение дела. Происходил расспрос или допрос разных сторон (это зависело от характера дела), опрашивались свидетели, представлялись доказательства преступления. Писцы записывали порядок ведения дела, вопросы кенбета и ответы сторон.
- Вынесение решения. На этом этапе зачитывались иск и докладывались выясненные моменты по делу. Если исход дела зависел от решение судебного оракула, то божеству задавался вопрос в двух вариантах (дважды): утвердительном и отрицательном для каждой из сторон иска. Это касалось чаще всего имущественных споров. Статую бога могли заменить священным животным – быком, павианом и уже по их поведению трактовали решение оракула. Процесс характеризовался гласностью, велся устно и носил беспристрастный характер.
- Выполнение вынесенного решения. Суд выносил решение в письменной форме, с которой снимались копии. Проигравшая сторона клялась в выполнении приговора суда. По гражданским делам срок исполнения судебных решений составлял 10 дней.
- В качестве доказательств дела использовались: свидетельские доказательства (отбирались под присягой, записывались, и свободные люди и рабы могли давать показания как под присягой, так и под пытками); клятва (считалось наиболее сильным доказательством, часто дать клятву – означало выиграть процесс, за ложную клятву отдавали на съедение крокодилам); пытка (стала доказательной базой со временем); очная ставка; письменный акт; непосредственно судебный оракул.
Заседание суда всегда обставлялось очень торжественно. Считалось, что на судебном заседании присутствовали сами боги, покровители правосудия – Тот и Маат. Стороны держали ответ, пав перед судом ниц.
В Египте не было профессиональных адвокатов. Обвинение поддерживал сам суд. Судебный процесс был инквизиционным, розыскным.