Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Право массмедиа

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Понятие права массмедиа

Определение 1

Масс-медийное право или же медиаправо, право СМИ, является подотраслью информационного права, регулирующей общественные отношения, связанные со средствами массовой информации.

По своей сущности СМИ-право может рассматриваться в форме:

  • подотрасли правовых отношений по отношению деятельности средств массовой коммуникации и СМИ;
  • подотрасли научных исследований;
  • учебной дисциплины.

По содержанию право массмедиа сформировалось по объектному признаку в специальной части информационного права с экстраполяцией на положения особенной и общей частей названного последним.

Информационная продукция медиа представляется главным объектом (предметом) правовых отношений массмедийного права.

Специальными субъектами права массмедиа представляются:

  1. Информанты, то есть журналисты, репортеры;
  2. Редактор или главный редактор, редакция и иные;
  3. Информированные субъекты, представляемые радиослушателем, телезрителем и иными потребителями информационной продукции.

Предпосылки возникновения

При бурном развитии Интернета в форме средства телекоммуникации отмечена тенденция к интеграции названных выше ведущих институтов массмедийного права с Интернет правом. В форме комплексного института информационного права это можно условно называть Интернет-СМИ правом.

Все подинституты права массмедиа обладают комплексными признаками, связанными с соответственными институтами ведущих правовых отраслей: административного, конституционного, уголовного и гражданского права. Право массмедиа и его подинституты тоже имеют связь с множеством комплексных правовых отраслей: хозяйственным, трудовым, финансовым и иными.

Главные институты права массмедиа

Массмедиа право через институциональные признаки обладает связями с множеством специализированных правовых отраслей: бюджетным, налоговым и пр. Право массмедиа обладает связью с рядом межотраслевых комплексных институтов, таких как: право интеллектуальной собственности, в него так же включается авторское право и отдельные институты промышленной собственности; рекламное право и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Ведущими институтами права массмедиа представляются следующие:

  • право печатных СМИ или же право прессы;
  • право телевидения и радио;
  • право кинематографии или же кинематографическое право;
  • право об информационных агентствах.
Замечание 1

Названные главнейшие институты права массмедиа в РФ обладают системообразующими законодательными актами.

Интеллектуальные права в сфере массмедийного права

Во-первых, объекты авторских прав - это практически все произведения, в какой-либо степени применяемые массмедиа, драматические, литературные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные, изобразительного искусства, скульптуры, дизайна; географические и иные карты, программы для ЭВМ, производные и составные (обработки, переводы, аранжировки и т.п.).

Отталкиваясь от того, что авторское право может распространяться лишь на произведения, которые выражаются в объективной форме, не охраняются концепции, идеи, факты, открытия. Следовательно, информация о событии или программа телепередач не могут быть отнесены к объектам авторских прав. В силу закона не представляются ими и официальные документы, государственная символика и знаки, произведения фольклора. Последнее не всегда верно трактуется журналистами: в эфире и на страницах появляются переработанные народные песни, сказки и т.п.; а в этом случае право принадлежит обработчику, так как он в этом случае представляется автором производного произведения.

Во-вторых, изначально субъектом авторского права представляется лишь сам автор, а уже после смерти - его наследники, то есть гражданин, чьим творческим трудом сформировано произведение.

В-третьих, произведения находятся под охраной не только вне зависимости от того, в какой форме или же каким способом они выражаются, но и от их достоинств, научной или художественной ценности и т.п. Не так давно в одном из судов г. Москвы рассматривалось дело по поводу неправомерной публикации кулинарных рецептов. Несколько редакций расплатились по искам автора, публикуя лишь его однострочный афоризм, являющийся сомнительным с точки зрения оригинальности. Но факт так и остался фактом: закон занимается охраной формы, а не содержания.

В-четвертых, интеллектуальные права представляют собой исключительное имущественное право, а так же личные неимущественные права. Имущественное право включило в себя одиннадцать способов применения произведения, каждый из них в обязательном порядке должен быть согласован с автором. К примеру, если разрешается воспроизводить очерк лишь в печатных средствах массовой информации, то самопроизвольная передача данного очерка в эфир, либо размещение его на сайте является нарушением авторских прав.

По отношению к личным неимущественным авторским правам, неверное понимание их сущности часто может приводить к исковым производствам. Право авторства и право на опубликование и обнародование не требуют особенных пояснений. А право на имя множеством лиц воспринимается однозначным образом, хоть по закону это - право автора на разрешение применять произведение либо под собственным именем, либопод псевдонимом, либо анонимным образом. К примеру, телеведущий, демонстрируя в передаче фотографию, не называя имя автора фотоснимка, и суд признает это нарушением права на имя, что влечет выплату весомой денежной компенсации. Здесь существует тонкость, которая не всегда учитывается сотрудниками редакций: Важным является то, чтобы читатель мог чётким образом ассоциировать произведение и имя автора. Но случается, что на полосе размещается блок фотографий, а внизу – перечень авторских фамилий. В случае, если подобный способ подачи материалов не был оговорен с авторами, они вправе предъявлять претензии.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Марина Борисовна Юрьева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис