Государственная охрана труда на уровне Российской Федерации
Охрана труда выступает важнейшим институтом трудового права, гарантирующим работнику права на безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья и обеспечение защиты от негативных последствий производственной деятельности. При этом с учетом важности рассматриваемого института велика роль государства в лице его органов и должностных лиц, в обеспечении эффективной и полноценной охраны труда работников в Российской Федерации.
Ст. 216 ТК РФ устанавливает правило о том, что охрана труда на государственном уровне осуществляется:
- Правительством Российской Федерации;
- Иными федеральными органами власти;
Рассмотрим подробнее роль вышеназванных субъектов в обеспечении государственной охраны труда на уровне Российской Федерации. Так, в ведении Правительства РФ и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти находится:
- Разработка нормативно-правовых актов, в области государственной охраны труда;
- Разработка целевых программ федерального уровня, призванных усовершенствовать условия и охрану труда;
- Организация проведения на территории различных субъектов Российской Федерации обучения по охране труда в отношении работников и работодателей (в том числе работодателей – индивидуальных предпринимателей).
Упомянутым в приведенном выше определении государственного управления охраной труда в настоящее время признается Министерства труда и социальной защиты, положение о котором принято Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2012 г. № 610.
Согласно данному положению в ведении Минтруда находится осуществление функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в том числе разрешение вопросов связанных с оплатой труда, социальным партнерством, занятостью населения, а также с условиями и охраной труда работников в РФ.
В ведении Министерства труда находится Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), в отношении которой министерством осуществляется координация и контроль ее деятельности.
Значение Роструда для обеспечения государственной охраны труда в Российской Федерации состоит в том, что указанным органом исполнительной власти осуществляется государственная экспертиза условий труда, предусмотренная ст. 216.1 ТК РФ. Целями проведения соответствующей экспертизы выступает:
- Определение качества проведения специальной оценки условий труда, осуществляемой работодателями с 2014 г.;
- Оценка правильности предоставления работником гарантий и компенсаций, положенных им в связи с работой с вредными или опасными условиями труда;
- Оценка фактических условий труда работников.
Государственная охрана труда на уровне субъектов РФ
Действующим трудовым законодательством, в целях обеспечения качества и эффективности государственной охраны труда предусмотрено разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти Российской Федерации.
Так, руководствуясь нормой ч.6 ст. 216 ТК РФ и иными нормативно-правовыми актами, региональные органы в области охраны труда обеспечиваются реализацию на территории соответствующих субъектов, формируемых Правительством, Минтруда и иными органами исполнительной власти РФ целевых программ и политики в области обеспечения улучшения условий труда и его охраны.
Кроме того, в ведении региональных органов государственной власти находится разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшении условий и охраны труда, организация проведения на региональном уровне обучения по охране труда работодателей и работников и т.д.
Также необходимо отметить то, что ч.4 ст. 216 ТК РФ предусматривает возможность предоставления отдельных полномочий в области государственного управления охраной труда муниципальным органам власти, в порядке и на условиях, определяемых федеральным и региональным законодательством.
Локальные службы охраны труда
В современном трудовом праве отмечается то, что в деле улучшения организации охраны труда и обеспечения государственных требований в соответствующей сфере важную роль играют создаваемые работодателем в порядке ст. 217 ТК РФ службы (отделы) по охране труда.
Служба охраны труда – обязательная для создания у каждого работодателя, чья деятельность связана с производством, а численность работников превышает пятьдесят человек, структура организации.
Вместо создания соответствующей службы, по решению работодателя допускается введение в штат должности специалиста по охране труда, отвечающего требованиям к подготовке и опыту работы в соответствующей сфере.
В том случае, если численность работника на производстве не превышается 50 человек, вопрос о создании службы охране труда (а равно введении должности специалиста по охране труда) разрешается работодателем самостоятельно, исходя из специфики собственной производственной деятельности.
Кроме того, обеспечению реализации государственных требований в области охраны труда способствует также создание общественных комитетов (комиссий) по охране труда, в порядке, предусмотренном ст. 218 ТК РФ. Соответствующий общественный комитет (комиссия) создается по инициативе работодателя или работников (в том числе их представительного органа), а в его состав входят представители работодателя и выборного представительного органа работников.
Рассмотрев порядок и особенности государственной охраны труда в РФ представляется целесообразным сделать вывод о том, что осознавая важность соответствующей деятельности в деле обеспечения сохранности жизни и здоровья работников, государством в лице его органов и должностных лиц проводится планомерная эффективная деятельность по охране труда, реализуемая на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях.