Правовое государство может быть рассмотрено в двух ипостасях:
- как теоретическая концепция об устройстве государства;
- как практика государственно-властных отношений.
Понятие правового государства как правовой концепции
С давних времен лучшие умы искали ответ на вопрос о том, какая форма организации государственной власти – самая оптимальная и справедливая. С течением времени совокупность взглядов на организацию государства оформилась в концепцию правового государства (нем. «Rechtsstaat», англ. «Rule of law»).
Антиподом правового государства является полицейское государство, основанное на никем не контролируемом произволе и насилии органов государства и его должностных лиц, ущемлении личных и коллективных прав и свобод.
Правовое государство – правовая концепция (доктрина) о наиболее оптимальной форме государственного устройства, основанного на взаимной ответственности граждан и государства, равенстве всех перед законом и судом.
Следует оговориться, что концепция правового государства – это в первую очередь элемент юридической доктрины романо-германской правовой семьи (к которой в той или иной степени тяготеет и российская правовая система).
Различия между доктриной «верховенства права» и доктриной «правового государства» ученые видят в подходах к пониманию термина «справедливость» (если в семье общего права справедливость основана на естественном праве, нормах морали и принципе разумности, то в семье континентального права – на равенстве всех перед законом и судом).
Понятие правового государства как разновидности социальной практики
Значимость концепции правового государства, как и любой другой концепции, заключается в ее практическом применении. Идеи правового государства могут быть реализованы не в любой стране, а лишь в такой, которая обладает определенным «базисом» для обеспечения главенствующей роли закона для всех участников общественной жизни.
К таким условиям реального правового государства следует отнести:
- Развитую экономику. Формирование правового государства предполагает определенные издержки, которые могут быть покрыты только за счет излишком производства. Кроме того, развитие экономических отношений является и фактором, влияющим на общественное сознание, закрепление более мягких социальных ценностей.
- Развитое гражданское общество. Если граждане (подданные) государства не готовы отстаивать свои права, в том числе вступая в юридические конфликты с нечистыми на руку представителями власти, шансы обеспечить реальное верховенство права в стране существенно снижаются.
- Развитую политическую систему. Одно из обязательных требований к политической сфере общества – обеспечение народовластия (выборности парламента, участия граждан в осуществлении власти и принятии важных для общества решений), многопартийность, естественное следствие которых – демократический политический режим.
Таким образом, конституционное закрепление принципа правового государства еще не означает, что такое государство, во-первых, реально соответствует критериям этой правовой концепции, во-вторых, имеет необходимые для обеспечения верховенства права условия.
Правовое государство – тип государственно организованного общества, в котором обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом, а деятельность органов государственной власти и их должностных лиц подчинена правовым законам.
Принципиальные отличия правового государства
Концепция правового государства и основанная на ней практика государственного строительства строится на следующих принципиальных положениях.
- Господство права (или законность). Элементами господства права являются: правовая организация государственной власти, правовой характер принимаемых нормативных актов, связанность государства принятыми законами.
- Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности. Государство должно не только закреплять и признавать такие права, но и создавать условиях для их реализации, охранять и защищать от нарушения в том числе со стороны публично-правовых субъектов. При этом немаловажно и равное положение граждан перед законом и судом независимо от их имущественного или должностного положения, пола, возраста и иных факторов.
- Взаимная ответственность личности и государства. Не только государство наделено властью над личностью, но и личность вправе претендовать на определенные блага, предоставляемые государством (например, компенсацию вреда здоровью или имуществу, причиненного по вине должностных лиц государства).