Основы структуры государства
Структура государства представляет собой систему органов и учреждений, основное предназначение которых заключается в реализации внутренние и внешние функции государства.
Структура государства представлены следующими элементами:
- органы государственной власти, которые делятся на законодательные, исполнительные и судебные (реализация правосудия);
- органы государственного управления, которые представлены исполнительно-распорядительными органами (системой министерств, ведомств, административными учреждениями на местах);
- глава государства – президент, осуществляющий руководство государством, взаимодействие с различными органами власти;
- контрольно-надзорные органы, представленные прокуратурой как надзорными органами, а также различными контрольными ведомствами;
- органы полиции, государственной безопасности.
Указанная система органов реализует те полномочия, которые сегодня возложены на государство. Важное место также в данной системе занимают вооруженные силы и войска, в некоторых государствах также создаются чрезвычайные органы, как правило это происходит в чрезвычайных ситуациях, например, в условиях войн или стихийных бедствия. Каждый орган в данной сфере наделяется своими полномочиями и компетенцией. Особую и немаловажную функцию исполняют также системы уголовно-исправительных учреждений и т.д.
Функции структур правового государства
Система государственных органов характеризуется наличием особых функций. Соответствующие органы, реализуя возложенные на них функции и полномочия, отличающиеся от функций негосударственных объединений, в том числе и общественно-политических. Полномочия, которые предоставлены им государством, имеют особое значение и предоставляют им возможность применения средств убеждения и государственного принуждения. Иные субъекты не могут применять последний инструмент. Реализация власти осуществляется, тем не менее, в тесном взаимодействии с различными общественно-политическими институтами. Очень часто взаимодействие государственных органов наблюдается с политическими партиями.
Политологи по-разному смотрят на осуществление функций государства. Принято делить их функции на внешние и внутренние.
Внутренние функции:
- Правотворческая – соответствующие органы создают и принимают законы, а также иные нормы права;
- Правоохранительная – осуществление контроля и надзора в сфере исполнения правовых норм, которые применяются тогда, когда необходимо применить принуждение, защитить права и свободы человека и гражданина, создавать условия для их безопасности, общественного порядка и др.
- Экономически-хозяйственная – органы защищают экономические основы и правоотношения в данной сфере, при этом учитывается способ производства, насколько разнообразны формы собственности, рыночные отношения, вопросы государственного управления экономикой.
- Социальная - регулируются отношения между различными категориям социальных и этнических групп, предотвращая возникающие конфликты в обществе, а также противостоя им и устраняя их, реализуя эффективную политику в сфере демократии, согласовывая интересы и потребности индивидов в социуме;
- Культурно-воспитательная – регулируются и развиваются различные системы, регламентирующие образование, культуру, науку, физическую культуру и спорт, воспитание нравственности, гуманизм, общечеловеческие и национальные ценности;
- -Экологическая - защищается окружающая среды, разумно используются природные ресурсы, формирование экологической культуры.
Внешние функции:
- В сфере обороны – осуществление защиты государства от внешних угроз, посягательств на территориальную целостность государства;
- В сфере дипломатии – осуществление отстаивания и реализации интересов общества, государства, граждан, в том числе в международной жизни, осуществлении внешней самостоятельной политики;
- В сфере сотрудничества – осуществление развития экономических, политических и культурных отношений;
Оборонительная - защита страны от внешнего нападения, посягательств на территориальную целостность государства;
Дипломатическая - отстаивание и реализация национальных интересов государства и его граждан в международной жизни, осуществление самостоятельной внешней политики;
Сотруднической - развитие экономических, политических, культурных отношений между государствами, углубления интеграционных процессов на общечеловеческой, региональной и политической основе.