Религия и юриспруденция
Основная часть россиян религиозна, около 80% являются православными, 14% мусульмане. Очевидно, что при таком положении недопустимо отделять церковь от государства. Однако, сегодня не существует термин религиозное право. С точки зрения юриспруденции, данный термин не имеет права на существование в связи со своим внутренним противоречием.
Религия определяется в качестве интимной, глубоко личной сферы жизни человека. Право же, напротив, представляет собой систему общеобязательных норм, которые установлены государством и обеспечиваются силой его принуждения, что в корне не схожа с правилами религии.
Тем не менее, сегодня мы наблюдаем взаимодействие между правом и религией, своего рода симбиоз. В частности, право создает ряд незыблемых гарантий для граждан и ряда социальных групп определенных вероисповеданий у той или иной системы религиозных или атеистических взглядов и ценностей, которые они выбирают по собственной воле, ведь никто им не указывает.
Принцип светского государства провозглашен в статье 14 Конституции РФ Однако он не означает лишь отделение церкви от государства , образовательных учреждений от религиозных объединений. Данная конституционная норма имеет также позитивное значение, позволяя распространить религиозный плюрализм, а также реализовать каждому лицу свою свободу совести независимо от предрассудков и стереотипов.
Теоретико-правовые аспекты взаимодействия религии и права
Некоторый интерес представляет осмысление теоретико-правовых аспектов с точки зрения религии. Практический подход дополняется взаимоотношениями государственных органов и церкви в России, общей оценкой действующего законодательства и политики в данной сфере. В этом ракурсе достаточно интересен Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Также данную тематику затрагивает:
- военное законодательство,
- законодательство о средствах массовой информации,
- правовое регулирование образования религиозных объединений и так далее.
Интерес религиозных организаций засчитывется в различных сферах. Так, гражданско-правовая сфера предусматривает вопросы пожертвований в церковной сфере. Иные сферы законодательства рассматривают вопросы религии, вопросы защиты религиозных прав лиц и групп на различных уровнях, в том числе на уровне региона и государства, на международном уровне, в частности, интересы лиц в данной сфере защищает Европейский по правам человека.
Сегодня в свете правовой безграмотности в сфере защиты права среди всех конфессий, независимо от того, какая у них численности, какие идеи они поддерживают, правоприменительная практика характеризуется зачастую шокирующими примерами применения норм права и юридической безграмотности.
По мнению некоторых авторов, сегодня необходимо проводить религиоведческую экспертизу, основное назначение которой анализ деятельности организации на предмет соответствия определенным религиозных направлениям. Такая политика весьма актуальна в условиях профилактики терроризма, условиях совершения преступлений экстремистской направленности, так как сегодня имеется ряд нарушений в данной сфере, создаются различные организации под прикрытием религиозных, которые на самом деле реализуют неправомерную деятельность данной сфере.
Очевидно, что проведение такой экспертизы является необходимым требованиям времени, а не придумкой ученых. Для начала необходимо разработка критериев экспертизы, создание единых государственных стандартов для ее проведения, что представляет некоторую сложность, так как данную сферу весьма трудно объективно оценить. Однако сегодня проводится анализ похожих экспертиз, например, психологических, которые по своим критериям в чем-то схожи с данной разновидностью возможно экспертизы, так что предположительно и они найдут свое место в системе современных государственных экспертиз.