Основные понятия предупреждения преступлений и профилактики правонарушений
Под преступлениями принято понимать правонарушения, которые несут высокую степень общественной опасности. Понятие преступлений относится к уголовной отрасли современного российского права.
Предупреждением преступлений занимаются уполномоченные на совершение данных действий органы правопорядка. Так же исполнительные и судебные органы косвенно осуществляют функции по предупреждению преступлений и административных правонарушений.
Административные правонарушения подразумевают действия/бездействия, ответственность за совершение которых предусмотрена административной отраслью права.
Под профилактикой правонарушений понимается социальные, правовые, организационные, информационные совокупности мер, которые должны способствовать выявлению и устранению причин правонарушений и условий, которые им способствуют.
Также профилактика правонарушений должна оказывать воспитательное воздействие на отдельных лиц и общество в целом, преследующее цели пресечения правонарушений.
Предметом регулирования данной области права являются правоотношения, возникающие в социуме, между его субъектами.
Субъектами профилактики правонарушений являются специальные государственные органы, должностные лица, граждане, общественные организации, которые преследуют цели профилактики правонарушений в стране и в отдельном регионе.
Законодательная база системы предупреждения преступлений и правонарушений
ФЗ № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» был принят 23.06. 2016 года. Отталкиваясь от него, позднее, были приняты законы местного уровня и иные нормативно-правовые акты, касательно профилактики правонарушений.
В современном российском законодательстве можно выделить несколько основных источников системы профилактики правонарушений:
- В Конституции РФ закреплены основные принципы существования современной системы права, которые являются базой для построения всего государства и всех его законов.
- Международные договоры и конвенции, к которым присоединилась Россия, стоят выше федеральных законов РФ. Они являются основополагающими при разработке системы профилактики правонарушений, объединяя и консолидируя правовой и практический опыт, накопленный международным сообществом в данной сфере.
- Следующими после Конституции РФ, международных конвенций и договоров идут законы федерального уровня, к которым относится настоящий закон. Данный род нормативных актов действует на территории всего государства и подчиняет правовые системы субъектов федерации.
Помимо этого существуют правовые акты субъектов федерации, а так же конституционные законы и прочие нормативные акты, которые в соответствии с данным ФЗ регламентируют, контролируют, направляют деятельность субъектов по профилактике правонарушений.
Принципы профилактики административных правонарушений
Настоящий закон федерального уровня выделяет несколько основных принципов, которые обязаны присутствовать при достижении целей и задач системы профилактики правонарушений:
- При осуществлении профилактических мер необходимо руководствоваться приоритетностью праве и интересов личности, которые закреплены законодательно.
- Следующим принципом, который является основным – это законность мер.
- При осуществлении системы профилактики необходимо обеспечивать системность и единство осуществляемых мер и подходов.
- При осуществлении системы профилактики необходимо применять принципы открытости, последовательности, объективности, непрерывности, научной обоснованности мер.
- Все меры, осуществляемые субъектами системы профилактики, должны быть осуществлены компетентными и ответственными лицами.