Деликтоспособность иностранных граждан по российскому праву
С усилением глобализации и усилением миграционных процессов перед правотворческими органами различных государств всё острее встает вопрос о том, каким образом следует регулировать правовой статус иностранцев и апатридов, находящихся легально или нелегально на территории конкретного государства. Большое значение имеет и регулирование вопросов ответственности иностранцев за правонарушения, допущенные на территории зарубежного государства.
Вопросы правового статуса иностранцев, в том числе их способности нести правовую ответственности, регулировались различными актами:
- в праве Древнего мира и средневековом праве положение иноземцев определялось в основном правовыми обычаями и указами высших органов государства;
- в Новое время также сохранялась тенденция регулирования статуса иностранцев на уровне разрозненных актов поднормативного характера;
- в Новейшее время стали приниматься усилия на международном уровне с целью унифицировать и оптимизировать правила, касающиеся статуса иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства;
- в современном российском праве статус иностранцев определяется не только нормами международного права, но и положениями отечественного законодательства.
Общеправовой принцип равенства определяет, что как правило иностранцы находятся в равных условиях с гражданами государства, если иное не обусловлено публичными интересами (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, статьи 4 и 33 Закона от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Это касается и вопросов юридической ответственности, т. е. в Российской Федерации иностранцы подлежат ответственности за допущенные правонарушения на тех же основаниях, что и российские граждане.
Правонарушения иностранных граждан
Государство, стремясь обеспечить свою миграционную безопасность, заинтересовано в первую очередь в том, чтобы пресекать миграционные правонарушения иностранцев. Однако помимо нарушений миграционного режима иностранные граждане, как проживающие, так и не проживающие в России, могут совершать и иные правонарушения:
- гражданско-правовые нарушения (например, неисполнение обязательств, незаконное завладение имуществом, нарушение условий вступления в брак и т. п.);
- земельные и экологические правонарушения (например, при нарушении условий аренды земельного участка);
- налоговые правонарушения, в случае если на иностранных граждан возложена обязанность по уплате налогов и сборов;
- административные правонарушения;
- преступления.
Специфика иностранцев как субъектов юридической ответственности состоит в том, что:
- они не могут быть субъектами ряда правонарушений (например, в бюджетной сфере);
- в некоторых случаях они являются специальными субъектами правонарушений (например, по нормам главы 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях);
- к ним может быть применено специальное административное наказание – выдворение за пределы РФ.
Принципы привлечения иностранных граждан к юридической ответственности
Вопросы привлечения иностранных граждан к ответственности за правонарушения, совершенные на территории России, урегулированы во многих нормативных правовых актах РФ. При этом законодатель руководствовался двумя основными принципами:
- Принцип национального режима. Данный принцип применяется к статусу иностранцев в качестве общего правила и означает, что они привлекаются к ответственности на тех же основаниях, что и граждане России. Следовательно, правонарушение иностранного гражданина наказуемо, если оно содержит все признаки состава правонарушения, предусмотренного нормой права. Нормативно данный принцип закреплен в ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ, ст. 13 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 33 Закона № 115-ФЗ.
- Исключения из принципа национального режима. Наиболее распространенный случай такого изъятия – это иммунитет от административной или уголовной юрисдикции дипломатического персонала. В случае совершения административного правонарушения или преступления лицом, обладающим иммунитетом от преследования, вопрос о его ответственности разрешается по нормам международного публичного права (ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ, ч. 4 ст. 10 Уголовного кодекса РФ).
Статьями 11, 12 и 13 УК РФ закреплены следующие принципы привлечения иностранцев к ответственности за преступления:
- иностранный гражданин подлежит уголовной ответственности по российскому праву за преступление, совершенное на территории России (ч. 1 ст. 10);
- иностранный гражданин подлежит ответственности по УК РФ также за те преступления, которые хоть и были совершены за пределами РФ, но были направлены против интересов государства или его граждан;
- в любом случае иностранный гражданин не может привлекаться к ответственности по российскому праву, если он уже был осужден в иностранном государстве;
- власти РФ вправе выдать иностранного гражданина для привлечения к ответственности и отбывания наказания за преступления, совершенные вне пределов РФ, государству его гражданства.