ФЗ "Об основах профилактики правонарушений" и сущность профилактики
ФЗ № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» был принят 23.06. 2016 года. Отталкиваясь от него, позднее, были приняты ряд законов местного уровня и иных нормативно-правовых актов, касательно профилактики правонарушений.
Под профилактикой правонарушений в данном законе понимается социальные, правовые, организационные, информационные совокупности мер, которые должны способствовать выявлению и устранению причин правонарушений и условий, которые им способствуют.
Так же профилактика правонарушений должна оказывать воспитательное воздействие на отдельных лиц и общество в целом, преследующее цели пресечения правонарушений.
Под системой профилактики правонарушений подразумевают совокупность мер и субъектов, их осуществляющих, в сфере профилактики правонарушений.
Данная система должна координировать деятельность различных структур и уполномоченных лиц, направленных на профилактику правонарушений, а так же осуществлять мониторинг и анализ данных по эффективности примененных мер.
Под мониторингом ситуации в рамках данной деятельности подразумевают систему по наблюдению, сбору информации, ее систематизации, анализу, прогнозированию и оценке эффективности мероприятий в сфере профилактики правонарушений.
Предметом регулирования данной области права являются правоотношения, возникающие в социуме, между его субъектами.
Данный закон устанавливает и регулирует системы профилактики, которые существуют на территории всей станы.
Субъектами профилактики правонарушений являются специальные государственные органы, должностные лица, граждане, общественные организации, которые преследуют цели профилактики правонарушений в стране и в отдельном регионе.
Законодательная база системы профилактики правонарушений
В современном российском законодательстве можно выделить несколько основных источников системы профилактики правонарушений:
- В Конституции РФ закреплены основные принципы существования современной системы права, которые являются базой для построения всего государства и всех его законов.
- Международные договоры и конвенции, к которым присоединилась Россия, стоят выше федеральных законов РФ. Они являются основополагающими при разработке системы профилактики правонарушений, объединяя и консолидируя правовой и практический опыт накопленный международным сообществом в данной сфере.
- Следующими после Конституции РФ, международных конвенций и договоров идут законы федерального уровня, к которыми относится настоящий закон. Данный род нормативных актов действует на территории всего государства и подчиняет правовые системы субъектов федерации.
- Помимо этого существуют правовые акты субъектов федерации, а так же конституционные законы и прочие нормативные акты, которые в соответствии с данным ФЗ регламентируют, контролируют, направляют деятельность субъектов по профилактике правонарушений.
Специфику профилактики правонарушений в отдельных отраслях права регулируют специальные законы.
Принципы профилактики правонарушений
Настоящий закон федерального уровня выделяет несколько основных принципов, которые обязаны присутствовать при достижении целей и задач системы профилактики правонарушений:
- При осуществлении профилактических мер необходимо руководствоваться приоритетностью праве и интересов личности, которые закреплены законодательно.
- Следующим, основным, принципом профилактики, является законность мер.
- При осуществлении системы профилактики необходимо обеспечивать единство и системность осуществляемых мер и подходов.
- При осуществлении системы профилактики необходимо применять принципы последовательности, объективности, открытости, непрерывности, научной обоснованности мер.
- Все меры, осуществляемые субъектами системы профилактики, должны осуществляться компетентными и ответственными лицами.