Общая характеристика проблем механизма государства
Несмотря на многовековую историю развития государственности, ни одно из существовавших в различные исторические периоды государств не обладало абсолютно безукоризненно функционирующим механизмом государства. На практике обнаруживалось, что соответствующий государственный механизм, даже в высокоразвитых обществах имел достаточное количество проблем и недостатков, оказывавших негативное влияние на качество и эффективность его работы.
При этом следует отметить, что подобного рода проблемы за редким исключением имеют внутреннюю природу, то есть характерны для отдельных элементов структуры государственного механизма. Кроме того, корни проблем механизма государства обнаруживаются как в правовой сфере, то есть обуславливаются недостаточным уровнем развития законодательной техники, и как итог – низким качеством законодательного материала, так и в политической сфере, то есть в деятельности отдельных компонентов механизма государства в публичной сфере.
Несмотря на определенные различия, юридическую и политическую составляющие государственного механизма следует рассматривать в качестве тесно взаимосвязанных критериев эффективности и уровня развития государственного механизма.
Виды современных проблем механизма государства
С учетом известной сложности государственного механизма, проблемы в его организации и функционировании не всегда очевидны, и зачастую не поддаются оперативному выявлению и разрешению. Тем не менее, анализ специальных источников и литературы позволяет сделать вывод о том, что в числе наиболее распространенных проблем механизма государства следует называть:
- Отсутствие четких планов государственного развития и совершенствования отдельных звеньев государственного механизма, ввиду игнорирования значимости общегосударственных планов развития страны. В результате может наблюдаться ситуация, при которой в основе действий и решений, имеющих общесоциальное значение, оказываются интересы небольших групп давления;
- Характерное для авторитарных государств и государств переходного периода, преобладание индивидуальных или узкогрупповых интересов перед интересами всего общества. Последствием сохранения подобной проблемы и отсутствия конкретных мер по ее разрешению, выступает игнорирование потребностей основной массы граждан в стране, что, в конечном итоге, приводит к низкой легитимности действующей власти, отсутствием интереса граждан к происходящим процессам, игнорирование потребности в социальных преобразованиях, и т.д.;
- Ранее частично было отмечено, что проблемы механизма государства чаще всего сопряжены либо с политическими или с законодательными просчетами. При этом говоря о характеристике второй группы проблем следует обратить внимание на следующий аспект: несмотря на относительно последовательное регулирование общественных отношений в целом, во многих современных государствах (в том числе в Российской Федерации), игнорируется значимость разработки и принятия единого нормативно-правового акта, регулятивное воздействие которого было бы направление на установление и закрепление порядка формирования и функционирования государственных органов, как базовых звеньев государственного механизма;
- Еще одной комплексной проблемой государственного механизма, в большей степени характерной для стран, находящихся в переходном состоянии развития, выступает недостаточное количество квалифицированных государственных служащих, обладающих объемом знаний и навыков, необходимых для эффективного осуществления собственных профессиональных задач, и, в конечном итоге – для качественного выполнения целей и задач государства в целом;
- Декларативный характер многих конституционных положений, затрагивающих вопросы организации и деятельности элементов механизма государства, включая положения об отделении друг от друга и взаимном контроле органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Так, в специальной литературе отмечается, что во многих странах наблюдается ситуация при которой, органы государственной власти, несмотря на провозглашенную независимость, в значительной степени зависят в своей деятельности от разного рода указаний «сверху».
Пути решения проблем механизма государства
Анализ обозначенных выше проблем механизма государства, обнаруживающихся в той или иной степени в любом государстве, позволяет сделать вывод о том, что они отличаются известной степень сложности, и зачастую не могут быть решены даже в масштабах одного поколения – для решения многих из них необходимы десятилетия кропотливой работы, что, тем не менее, не означает допустимость игнорирования соответствующих проблем.
В этой связи, в числе возможных путей решения существующих проблем механизма государства следует признавать:
- Преобразования в социальной сфере, включая сферы образования и науки: несмотря на то, что обозначенные сферы напрямую не связаны с механизмом государства, на практике они способны сыграть важную роль в повышении уровня правовой культуры граждан, и, как следствие, в повышении их вовлеченности в вопросы определения судьбы собственной страны, участия в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, и т.д.;
- Нормативно-правовое и политическое формирование такой модели государственно-властного управления, при которой в первую очередь приоритет будет отдаваться выявлению и удовлетворению общесоциальных, а не индивидуальных или узкогрупповых интересов;
- Формирование гарантий для реального соблюдения и реализации тех гарантий, которые характерны для механизма демократического государства, включая действительную независимость ветвей государственной власти, прозрачность деятельности публичных субъектов, открытость государственного аппарата, и т. д.