Понятие и общая характеристика налогового механизма государства
Монопольным правом любого суверенного государства выступает возможность устанавливать и взимать общеобязательные налоговые безвозмездные платежи, обязанность по внесению которых возлагается на граждан и юридических лиц.
При этом следует отметить, что сфера налогообложения и формируемая для обеспечения ее эффективности налоговая политика государства, на практике реализуется через систему приемов, способов и методов, составляющих налоговый механизм государства.
Анализ специальных источников и литературы позволяет сделать вывод о том, что в доктрине отсутствует единообразное понимание понятия «налоговый механизм». Не вдаваясь в особенности обозначенной дискуссии, освещение которой может стать предметом самостоятельного изучения, следует отметить, что более целесообразным представляется рассмотрение содержания налогового механизма с двух точек зрения – как теоретической модели с одной стороны, и как практически применимого инструмента с другой.
Так, с теоретической точки зрения налоговый механизм – это некая организационно-экономическая категория, отражающая объективно складывающийся и необходимый для обеспечения выполнения целей и задач государства, процесс управления вопросами взимания и перераспределения доходов в общегосударственном масштабе.
В свою очередь, с практической точки зрения, налоговый механизм – это система конкретных действий, совершаемых налоговыми органами в пределах компетенции, для целей практической реализации налоговых целей и задач государства.
Исходя из анализа предложенных подходов, в общем виде может быть сформулировано следующее определение налогового механизма государства:
Налоговый механизм государства – это совокупность организационно-правовых правил, приемов, способов и форм государственного управления в сфере налогообложения, реализация которых производится с применением различных законодательно определенных инструментов.
В свою очередь, значение налогового механизма государства, наиболее отчетливо проявляется в его функциях, о содержании которых подробнее будет сказано ниже.
Функции налогового механизма государства
Как было отмечено выше, для целей наиболее полной характеристики налогового механизма государства, целесообразно проанализировать функции соответствующего механизма, выделяемые в современной науке с опорой на положения действующего законодательства.
В частности, в числе обозначенных функций следует выделять:
- Функция упорядочения налоговых правоотношений: опираясь на общеобязательные нормативно-правовые предписания, сосредоточенные в рамках отрасли налогового права, налоговый механизм позволяет упорядочивать отношения, возникающие в связи с установлением, исчислением и уплатой общеобязательных налоговых платежей. Так, например, конкретный механизм налогового взаимодействия обуславливается правовым статусом плательщика, организационно-правовой формой его деятельности, иными особенностями правового статуса, совокупность которых оказывает непосредственное влияние на содержание налогового правоотношения с его участием;
- Функция обеспечения социального равновесия: по своему содержанию налоговый механизм государства выступает не только нормативно-правовой, но и экономической категорией, в связи с чем, функционирование рассматриваемого механизма позволяет достигать относительное равновесие между общесоциальными, корпоративными и индивидуальными экономических интересов различных категорий субъектов и государства в целом;
- Функция материального обеспечения функционирования механизма государства в целом. Выделение данной функции обуславливается тем, что налоговые платежи являются значительной статьей доходов государственного бюджета, а ежегодно взимаемые суммы налога впоследствии перераспределяются для практического решения самых разнообразных задач общесоциального характера.
Структура налогового механизма государства
Продолжая характеристику налогового механизма государства следует отметить, что с определенной долей условности (поскольку рассматриваемый механизм – это целостное системное явление), в его структуре предлагается выделять три относительно обособленных элемента:
- Налоговое планирование: основной задачей данной подсистемы налогового механизма государства выступает формирование научно-обоснованного прогноза о состоянии государственного бюджета, а также разработка программ социально-экономического развития государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе, исходя из принятой и утвержденной в стране налоговой концепции;
- Налоговое регулирование: в отличие от планирования, налоговое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие, реализуемое путем изъятия у хозяйствующих субъектов части находящихся в их распоряжении денежных средств, и регулирования таким образом возможностей их производственного и непроизводственного потребления. В этой связи целесообразно говорить о том, что налоговое регулирование производится уникальными, характерными только для рассматриваемого механизма способами;
- Налоговый контроль – это система мер проверочного характера, целью реализации которых выступает выявление фактов нарушения налогового законодательства, выявление конкретных лиц, виновных в допущении соответствующих нарушений, а также устранение самого нарушения, негативных последствий его совершения и предупреждение совершения новых налоговых правонарушений в будущим как самим нарушителем (частная превенция), так и всеми иными лицами, которым известно о возможности наступления негативных последствий в качестве реакции на противоправное поведение в сфере налогообложения (общая превенция).