Общая характеристика экономических механизмов государства
Ключевой задачей любого государства выступает обеспечение развития национальной экономики и роста благосостояния собственных граждан. Выполнение данных целей предполагает использование определенной совокупности инструментов, образующих в сумме, экономические механизмы государства.
В общем виде можно говорить о том, что соответствующие экономические механизмы представлены фискальной политикой – то есть политикой государства в отношении регулирования вопросов установления и взимания налогов и иных общеобязательных платежей, и денежно-кредитной политикой – то есть политикой регулирования денежного обращения, корректировки объема денежной массы, находящейся в обращении, борьба с инфляционными, кризисными и иными негативными явлениями в экономике, и т.д.
При этом следует обратить внимание на то, что использование обозначенных механизмов во всех случаях должно осуществляться в условиях их оптимального сочетания, поскольку любого рода противоречия могут пагубно сказаться на национальном благосостоянии.
Кроме того, в специальной литературе традиционно обращается внимание на необходимость четкого понимания структуры экономических механизмов государства, как ключевое условие достижение максимального эффекта в процессе использования соответствующего регулирующего механизма.
Так, в общем виде следует выделять две институциональные подсистемы экономических механизмов государства:
- Собственно экономические инструменты – то есть те методы воздействия, природа которых коренится в классических требованиях рыночного процесса и базовых понятиях рынка – совокупный спрос, предложение, корректировка степени централизации капитала, различные социальные, региональные и иные элементы экономики, и т.д.;
- Административно-правовые методы, направленные не на непосредственное регулирование экономических процессов, а на обеспечение необходимого нормативно-правового поля, формирующего разумные, в том числе, для частных субъектов экономической деятельности, условия ведения соответствующей деятельности.
При этом следует обратить внимание на то, что степень активности административно-правовых методов регулирования экономики неоднородна – она может значительно различаться в зависимости от того, о какой области экономики идет речь в каждом конкретном случае. Например, наиболее широко административное регулирование присуще для сферы социальной защиты малообеспеченных слоев населения или области охраны окружающей среды.
Прямые и косвенные экономические механизмы государства
Наряду с обозначенными выше признаками государственного регулирования экономического сектора, в специальной литературе обращается внимание на целесообразность выделения, так называемых, методов прямого и косвенного воздействия на экономику.
Так, первая из вышеназванных категорий – совокупность методов прямого воздействия, предполагает такой характер государственного вмешательства в экономику, при котором поведения субъектов в соответствующей сфере в большей сфере становится подчинено не собственному экономическому выбору, а государственных предписаниям.
Классическим примером прямого государственно-властного воздействия на экономику выступает налоговая политика государства. В любой стране на уровне общеобязательного нормативно-правового регулирования установлена общая обязанность физических и юридических лиц на безвозмездной основе передавать часть получаемых ими средств в доход государства, охватываемая термином налогообложение.
В приведенном выше примере система государственно-правового регулирования налоговых взаимоотношений изложена в наиболее общем виде. На практике же, в современных государствах, насчитываются десятки обязательных налогов и сборов, различающиеся субъектным составом, предметом налогообложения, системами расчета величины подлежащей обращению в государственных доход сумм, и т.д.
Кроме того, примером прямого регулирования экономической сферы со стороны государства, могут быть названы таможенные правоотношения.
Следующей совокупностью методов государственно-властного воздействия на экономику, выступают, так называемые методы косвенного воздействия. Их содержание, в отличие от вышеприведенных прямых методов, состоит в том, что в данном случае, государством прямо не влияет на принимаемые соответствующими субъектами решения, однако оно создает предпосылки для того, чтобы при конечном принятии решений, экономические субъекты самостоятельно тяготели именно к тем вариантам, которые в большей степени соответствуют целям экономической политики.
К числу подобных, неочевидных экономических механизмов государства относятся, в частности, регулирование центральным банком размера учетной ставки, которая, в свою очередь, влияет на конечную стоимость кредитных продуктов, ставки по депозитным счетам, и т.д., установление системы корректировок налоговых ставок, внедрение налоговых послаблений и льгот для определенных категорий субъектов экономической деятельности, и т.д.
Функции экономических механизмов государства
Продолжая характеристику экономических механизмов государства представляется целесообразным обратить внимание на то, что в условиях современных демократических государств соответствующие механизмы выполняют совокупность важных функций, основными из которых выступают:
- Функция целеполагания – посредством воздействия на те или иные экономические процессы, а равно устанавливая основы нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, государство определяет цели, приоритеты, а также основные направления развития национальной экономики, а также ее место в мировом рынке;
- Стимулирующая функция – именно в руках государства находятся механизмы, позволяющие государству эффективно влиять на интересы и направления деятельности хозяйствующих субъектов;
- Нормативная функция, как было отмечено выше, государство посредством принятия нормативно-правовых актов обеспечивает установление определенных общеобязательных правил ведения экономической деятельности, в чем проявляется нормативная функция экономических механизмов государства;
- Социальная функция – посредством деятельности в рассматриваемой сфере, государство регулирует также определенные сферы социально-экономических отношений.