Значение финансового права обусловлено тем, что оно требуется управленческим структурам во всех областях хозяйственных отношений, органам государственной власти и местного самоуправления, предпринимателям и обычным гражданам. Ведь именно эта отрасль права регулирует отношения в бюджетной и налоговой сфере, в области государственного кредита и банковской деятельности.
Соблюдение принципов финансового права всеми звеньями государственного и муниципального управления, юридическими и физическими лицами необходимо для нормального функционирования системы формирования, использования и распределения денежных фондов.
Система финансового права
Финансовое право представляет собой совокупность норм, которым присущи свои особенности. Каждая финансово-правовая норма – это установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они, в отличие от норм других отраслей права, регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.
Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д. Содержание финансово-правовых норм обуславливает их императивный характер, в основном. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Совокупность финансово-правовых норм выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы нормы группируются в различные институты, подотрасли и разделы, располагаемые в определенной последовательности и взаимосвязи.
В целом, финансовое право состоит из двух частей: общей и особенной. К первой части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы и методы финансовой деятельности государства, а также разграничение полномочий органов власти в данной сфере. Эти нормы действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют общее значение.
В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в следующих областях:
- бюджетная система;
- внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;
- финансы государственных и муниципальных предприятий;
- государственные и муниципальные доходы;
- государственный и муниципальный кредит;
- организация имущественного и личного страхования;
- государственные и муниципальные расходы;
- банковское кредитование;
- денежное обращение и расчеты;
- валютное регулирование.
Таким образом, финансовая система России, как объективно существующая экономическая категория, находит свое отражение в системе действующего финансового права.
Рисунок 1.
Основополагающие начала финансового права
Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления основана на определенных принципах, которые представляют собой основополагающие начала, выражающие наиболее существенные особенности регулирования финансовых правоотношений. Перечислим основные принципы финансового права:
- принцип федерализма;
- единство финансовой политики и денежной системы;
- равноправие субъектов Федерации в сфере финансовой деятельности;
- самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления;
- социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации;
- приоритет представительных органов государственной власти в сфере финансовой деятельности государства над исполнительными органами;
- участие граждан России в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
- принцип гласности;
- принцип плановости.
Все вышеперечисленные принципы финансового права определяют суть бюджетной, налоговой и кредитной политики нашей страны. Например, в соответствии с Конституцией России и Бюджетным кодексом РФ, орган исполнительной власти составляет проект бюджета на следующий год и вносит его на утверждение в представительный орган, который утверждает бюджет и осуществляет контроль его исполнения. За представительными органами власти закреплено также решение большинства налоговых, кредитных, таможенных и других финансовых вопросов.
Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание федеративных интересов с интересами субъектов РФ, поэтому необходимо обеспечить финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих значение как для страны в целом, так и для отдельных регионов.
Содержание и виды финансово-правовых норм
Финансово-правовые нормы являются исходными элементами, из которых состоит финансовое право. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида:
- обязывающие;
- запрещающие;
- уполномочивающие.
Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения конкретных действий. Например, предписывают гражданам и предприятиям уплачивать налоги.
Запрещающие нормы предполагают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от определенных действий. Так, запрещено изымать из местных бюджетов доходы, дополнительно полученные муниципалитетами, образующиеся на конец года в результате увеличения поступлений или экономии.
Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Такие нормы содержатся, например, в правовых актах, регулирующих кредитные отношения.
Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер. В зависимости от своего содержания они также могут быть материальными или процессуальными.
Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств граждан и предприятий перед государством, источники образования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды.
Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов.