Сущность финансового права
Финансовое право в настоящий момент включено в систему российского права в форме одной из ее основных и активным образом развивающихся отраслей. Считаясь самостоятельной отраслью, финансовое право обладает собственным предметом регулирования, который является не свойственным иным правовым отраслям.
Регулируемые им отношения отличны спецификой целенаправленности и содержания, форм проявления. Для них является характерной обязательная связь с функциями по формированию, перераспределению или применению государственных и муниципальных фондов денежных средств, то есть доходов, а также контролем над такими процессами.
Содержание предмета финансового права обуславливает и особенности его методики регулирования, то есть способом, приемов, средств юридического влияние на поведение участников отношений, на взаимные связи между ними.
Определяющим методом финансового правового урегулирования представляется императивный метод, который проявляется во властных предписаниях со стороны государственных органов власти либо местного самоуправления по соответствию с наделенными полномочиям.
Этот метод является свойственным и иным правовым отраслям, к примеру, административному праву. Но в финансовом праве он обладает спецификой в собственном определенном содержании, которое связано с предметом правового урегулирования, а также с рядом органов, которые уполномочены государством на властные действия.
В силу имеющегося распределения компетенции меж органами государства значительная часть этих предписаний может реализовываться посредством финансово-кредитных органов государства, которые созданы специальным образом для реализации деятельности финансового характера. Участники финансовых отношений, которым адресуются эти предписания, то есть разнообразные государственного органы управления и организации и т. п., находятся во взаимной связи с данными органами, имеют зависимость от них только по линии функций финансовой. У них не существует подчиненности во всех направлениях, как при управлении отраслевом «по вертикали», то есть министерство, с одной стороны, и подведомственные ему организации, с иной.
Но это не значит, что финансово-правовое урегулирование методикой властных предписаний не может распространяться на отношения соподчинения «вертикального» типа. Властные предписания, которые касаются финансовой деятельности организаций, предприятий и учреждений, направлены и со стороны органов, находящихся выше них. Но для финансово-правового урегулирования более характерным является использование этого конкретно в функциональных взаимных связях с финансово-кредитными органами.
Существует сходство и по видам деятельности государства, на которые распространяемо урегулирование со стороны данных правовых отраслей.
Роль и особенности финансового права в правовой системе
Особенности финансового права раскрываются более полным образом в его сопоставлении с иными правовыми отраслями и отграничений от них. В связи с тем, что финансовое право распространено на одну из областей государственной деятельности, оно соприкоснулось с административным и конституционным правом, которые охватывают собственным воздействием деятельность и организацию государства в целом.
Финансовое право имеет наиболее тесные связи со следующими отраслями российского права:
- конституционным правом;
- административными правом;
- гражданским правом;
- муниципальное право;
- трудовое право;
- предпринимательское право и т.д.
Конституционное право, кроме норм общего назначения, включает нормы, непосредственным образом относимые к финансовому праву, которые в нем и получают конкретизацию. Конституционное право закрепило базовые начала как финансового права целиком, так и каждого финансового правового института.
Потому как формирование, перераспределение и применение денежных фондов государства (доходов) в большей части реализуется в процессии государственного управления в форме деятельности органов исполнительной власти, административное и финансовое право применяют схожие методики правового урегулирования, главным образом методику властных предписаний. Схожим может являться и круг субъектов административного и финансового права. Но при этом они имеют различия в предметах регулирования.
Взаимосвязь финансового права и муниципального обуславливается комплексным характером последнего, который концентрирует в себе нормы множества правовых отраслей, регулирующих отношения, возникающие в процессии формирования и деятельности органов МСУ в целом. В их ряды вошли и нормы финансового права, предметом которого представляются отношения органов МСУ в сфере их финансовой деятельности.
Финансовое право имеет тесную связь с гражданским правом, потому как в его предмет посреди имущественных отношений включены и денежные отношения.
Кроме этого, государственные органы, в их числе финансово-кредитные, реализуя государственное регулирование и управление в финансовой сфере, одновременным образом выступают в образе юридических лиц. Поэтому совместно с исполнением функций по мобилизации и перераспределению муниципальных и государственных денежных средств, они могут вступать и в отношения на основании соглашения, к примеру, договора ссуды, договора хранения и пр.
Для таких отношений характерным является:
- равенство;
- экономическая обособленность сторон;
- они не входят в предмет финансово-правового урегулирования.
Финансово-правовые нормы в этом случае учреждают порядок мобилизации фондов денежных средств в распоряжение государства данными органами, источники финансовых кредитных ресурсов, которыми они могут оперировать, порядок планирований процессий формирования и перераспределения образуемых ими денежных фондов, способы произведения контроля над финансовой деятельностью организаций и т. д. Во всех таких случаях эти органы наделяются властными полномочиями, которые являются необходимыми для исполнения их функций.