Понятие финансового права
Среди ученых существует несколько точек зрения относительно природы финансового права и его понятия. В частности, их можно выразить в следующих положениях:
- Это отрасль права;
- Это система, которая включает в себя сразу несколько отраслей права;
- Это особая комплексная отрасль права.
Основные разночтения в сфере финансового права вызваны тем обстоятельством, что на сегодняшний день отсутствует финансовый кодекс, то есть единый кодифицированный акт, регулирующий финансовые отношения. Более того, отсутствует какой-либо единый акт, устанавливающий общие основы для регулирования всех финансовых отношений. Так, законодателем регламентируются лишь отдельные положения сферы финансовых отношений, которые находятся в разрозненных нормативных правовых актах. Это не облегчает не только работу правоприменителей, но и деятельность обычных лиц, вынужденных столкнуться с финансовым правом.
Можно выделить отдельные акты, регулирующие финансовые правоотношения:
- налоговый кодекс РФ;
- бюджетный кодекс РФ;
- закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и так далее.
Не существует какой-либо единой системы закрепленных нормативно-правовых актов, не существует консолидированных или кодифицированных актов в данной сфере, что затрудняет понимание смысла данной отрасли.
Кроме того, законодательно достаточно трудно выделить какие-либо принципы финансового права, конкретные финансово-правовые категории и понятия.
Понятие налога
Налоговое право за нашло свое закрепление в Конституции Российской Федерации, где упоминание о нём содержится в статье 57. Более подробно понятие налога регламентируется в Налоговом кодексе, где содержатся основные принципы налогов, которые можно выразить в следующих положениях:
- обязательность,
- безвозмездность;
- безвозвратность;
- ограничение права собственности физических и юридических лиц;
- установление в целях финансового благополучия государства и так далее.
Налог является весьма специфическим институтом на, так как он императивный. Это означает, что вопрос о том, платить или не платить налог, не возлагается на налогоплательщика, а является их обязанностью.
Налоговые отношения, таким образом, выступают в качестве без эквивалентных отношений, который предполагает передачу средств от налогоплательщика к соответствующим органом. При этом налогоплательщик не может претендовать на какую-то встречную выплату, за исключением налогового вычета.
Не менее важным признаком является безвозвратность. С точки зрения экономики признак возвратности может иметь место, однако с точки зрения права такого признака быть не может, то есть налоги безвозвратны.
За счёт использования налога ограничивается право физических и юридических лиц. При этом термин собственность приобретает более широкое значение во взаимосвязи с налоговым правом. Налоговое право способно ограничивать некоторые конституционные права и свободы человека и гражданина. Например, он не сможет распоряжаться своим имуществом, пока не будут выплачены все необходимые налоги.
Наряду с налогом существует такое понятие как сбор. Под ним понимается обязательный платёж.
По многим признакам он схож с налогами, так как также обладает признаком обязательности, безвозвратности и может взиматься с физических или юридических лиц. На основании статьи 8 Налогового кодекса сбор уплачивается за осуществление в пользу налогоплательщика какого-либо юридически значимого действия, например, в счёт выдачи лицензий, предоставления специального права и так далее.
Как правило, налоги и сборы уплачиваются за получение какого-либо дохода или услуги. Однако такая услуга не связана с оказанием услуг со стороны государственных органов, например, при обращении в суд. Уплата такой госпошлины выступает в качестве условия для рассмотрения дел органами правосудия. При этом возникают гражданско-правовые отношения, которые суд должен урегулировать. Когда же лицо уплачивает налоги и сборы, никаких гражданско-правовых отношений не возникает. Однако в отношении плательщика могут совершать юридически значимые действия.
Иногда говорят о соразмерности сборов. Однако в гражданско-правовом смысле такой возможности нет как таковой.
Цель налогов и сборов
Основная цель налогов направлена на формирование доходной части бюджета. То есть они выступают в качестве своеобразных обеспечительных институтов, основы для функционирования деятельности государственных и муниципальных органов. Это связано с существованием различного вида налогов.
В налоговом праве также обозначаются и обязательные платежи. Например, согласно термину пошлина, которая по сути представляет собой сбор или налог, можно определить, какими признаками данное понятие обладает.
Любые налоги и сборы ликвидируют отношения по ведению, установлению и взиманию налогов, также регламентируют сферу налогового контроля, деятельности органов, которые его осуществляют. Немаловажное значение имеет вопрос о привлечении к налоговой ответственности, а также к административной и уголовной ответственности в данной сфере. Дело в том, что уголовное и административное законодательство также выделяет отдельные правонарушения, связанные с налоговой сферой. Также Налоговым кодексом устанавливаются положения в сфере обжалования решений и действий налоговых органов.
Таким образом, под налоговыми отношениями необходимо рассматривать совокупность властных имущественных отношений, распределяющих бремя публичных расходов между гражданами и их объединениями, возлагая на них обязанность по уплате налогов и сборов.
Налоговое право имеет тесную взаимосвязь с финансовым правом, однако обе отрасли имеет свои собственные методы и предмета правового регулирования. При этом финансовое право в сфере налогового права, по мнению многих ученых, поглощает данную отрасль права.