Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Политика в сфере оперативно-розыскной деятельности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Право и юриспруденция / Политика в сфере оперативно-розыскной деятельности
Политика в сфере оперативно-розыскной деятельности

Понятие и характеристика оперативно-розыскной политики

Одной из ключевых задач демократического правового государства выступает обеспечение безопасности собственных граждан от разного рода негативных посягательств, в том числе наиболее опасных из них – уголовных преступлений.

При этом эффективность соответствующей деятельности одновременно зависит от целого комплекса факторов – наличия качественной нормативно-правовой базы, не только устанавливающей виновность и наказуемость соответствующих деяний, но и детально регламентирующей деятельность компетентных органов государственной власти и их должностных лиц, процедуру предварительного расследования и судопроизводства по уголовным делам, и т.д.

Детальный анализ процесса правоприменения от момента совершения общественно-опасного посягательства виновным до вынесения обвинительного приговора суда позволяет выявить крайне важную, но не всегда открытую и очевидную стадию оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление и пресечение преступлений, а также на сбор доказательств виновности конкретных лиц.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на то, что оперативно-розыскная деятельность реализуется в условиях известной степени ограничения публичности, это отнюдь не свидетельствует о любого рода стихийности и непоследовательности в ее осуществлении. Напротив – в современной литературе все чаще можно встретить обоснованную точку зрения о том, что наряду с традиционными элементами уголовной политики государства (уголовно-правовым, уголовно-процессуальных, уголовно-предупредительным и уголовно-исполнительным), необходимо также выделять пятый самостоятельный компонент – уголовно-розыскную политику.

При этом отмечается, что соответствующее направление, в зависимости от разделяемой точки зрения относительно природы и содержания оперативно-розыскной деятельности можно понимать в широком и в узком смысле:

Определение 1

Оперативно-розыскная политика в узком смысле – обособленное направление правотворческой и правоприменительной деятельности государства, в лице его органов и должностных лиц, направленное на противодействие преступным посягательствам посредством оперативно-розыскной деятельности.

Определение 2

Оперативно-розыскная политика в широком смысле – направленное на обеспечение законности посредством использования специальных оперативно-розыскных мероприятий направление государственно-властной деятельности, учитывающее социально-экономические, психологические, политические и иные факторы противоправного поведения

Анализ приведенных определений позволяет отметить, что в наибольшей степени характеристике оперативно-розыскной политики, как элементу уголовной политики государства отмечает именно ее понимание в широком смысле, поскольку, в таком случае, ее определение не сводится исключительно к противодействию преступности путем применения оперативно-розыскных мероприятий, а демонстрирует сложность и многоаспектность соответствующей деятельности.

Принципы оперативно-розыскной деятельности

В специальной литературе отмечается, что характеристике современной оперативно-розыскной политики во многом способствует анализ выделяемых в настоящий момент принципов соответствующей деятельности, поскольку именно в них находит свое отражение понимание законодателя того, каким образом выглядят основные начала оперативно-розыскной деятельности.

Применительно к данному вопросу в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее отмечается, что в числе таких признаков следует выделять как основные начала, характерные для всех элементов государственной уголовной политики (принцип законности, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, и т.д.), так и специфические принципы, характерные исключительно для оперативно-розыскной деятельности. В их числе можно назвать:

  1. Принцип конспирации, отражающий отношение законодателя к оперативно-розыскной деятельности как к специфической разведывательной деятельности, и заключается в том, что для рассматриваемой деятельности характерно использование правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от третьих лиц действия правоохранительных органов по изобличению преступников;
  2. Принцип сочетания гласных и негласные методов и средств, отражающий возможность использования лицами, осуществляющими соответствующую деятельность как гласные, так и скрытые механизмы, выбор конкретных из которых осуществляется исходя из реально складывающейся оперативной обстановки и существа разрешаемых задач;
  3. Принцип оперативной готовности, предполагающий такое состояние оперативных подразделение правоохранительных органов, которое позволяет быстро и организованно применять силы и средства для решения конкретных оперативно-розыскных задач. При этом следует отметить, что реализация данного принципа находится в прямой непосредственной зависимости от того, насколько последовательно государство в рамках соответствующей политики решает задачи материально-технического, кадрового, и иного обеспечения правоохранительных органов;
  4. Принцип оперативности, тесно связанный с вышеназванным началом оперативно-розыскной деятельности, содержание которого заключается в необходимости непосредственного и быстрого принятия конкретных мер по противодействию преступным посягательствам.

Экономический компонент оперативно-розыскной политики государства

В связи с рассмотренными выше особенностями определения оперативно-розыскной политики государства, соответствующей деятельности и ее основных начал, в специальной литературе сложилось мнение, в соответствии с которым эффективность реализации государственной политики в данной сфере находится в прямой зависимости от ее экономического и материально-технического компонентов, так как:

  • Эффективность проведения оперативно-розыскных мероприятий напрямую зависит от качества технического оснащения конкретных подразделений правоохранительных органов;
  • Методы экономического стимулирования повышают престиж профессии оперативного работника и способствуют более качественному кадровому обеспечению соответствующих органов;
  • Также экономическая составляющая проявляется в наличии возможности у субъекта ОРД заплатить за ценную и особо ценную для целей пресечения и расследования преступлений информацию.