Понятие подсудности конституционного суда
Конституционный Суд Российской Федерации - орган судебной власти, играющий контролирующую роль. Конституционный Суд реализует судебную власть независимо и самостоятельно.
Конституционный Суд реализует судебную власть независимо и самостоятельно. Конституционный суд РФ рассматривает дела в режиме абстрактного конституционного контроля о соответствии Конституции РФ четырех групп процессуальных документов.
К первой группе документов относятся законы федерального значения, нормативные документы изданные президентом, советом федерации, государственной думой и Правительством.
Ко второй категории относятся Конституции республик, уставы, законы и различные нормативные акты субъектов, изданные относительно вопросов исключительной компетенции РФ и совместного ведения.
Третья категория документов – это договоры, заключенные между органами государственной власти. И завершает список процессуальных документов, подлежащих конституционному контролю, это международные договоры, не вступившие в силу.
Полномочия, порядок образования, деятельность Конституционного суда Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначены Советом Федерации в соответствии с представлением Президента Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 3 Федерального Конституционного Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", суд рассматривает заявления граждан о соответствии законов федерального значения, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ содержанию Конституции. Конституционный суд РФ осуществляет рассмотрение дел, связанных с Конституцией и нормативно-правовыми актами высшего уровня, а также, нормативными актами установленными президентом, Советом Федераций.
Признаки подсудности конституционного суда
Конституцией четко и предметно определена деятельность Конституционного Суда.
Признаки, по которым можно определить подсудность дела конституционному суду:
- спор основывается на несоблюдении прав и свобод человека;
- спор основывается на несоблюдении Конституции страны;
- спор основывается на несоблюдении законодательных актов высшего значения.
Особенность правового регулирования требований Конституции заключается в деятельности региональных конституционных судов, которые, являясь судами субъектов РФ, не относятся к общей с федеральными судами подсистеме и представляют собой самостоятельный элемент общей судебной системы страны.
Решение Конституционного суда Российской Федерации неизменно. Однако, если поступают заявления, суд не принимает их к рассмотрению, ссылаясь на вынесенные ранее определения либо постановления. В порядке исключения суд может рассмотреть спорную норму закона вновь.
Закон о судебной системе РФ (ч. 1 ст. 27) устанавливает компетенцию органов судебной власти, которая не является исчерпывающей. В случае неверного определения судом компетенции при принятии дела, нарушается право на правовую защиту в суде, так как предполагаются конкретные гарантии, позволяющие реализовать это право в полном объеме и обеспечить эффективную защиту.
Примером такого исключения может служить рассмотрение жалобы С. В. Махина в 2015 году на содержание ст. 237 УПК РФ. Конституционный Суд РФ принял жалобу гражданина. По итогам рассмотрения данной жалобы Конституционным Судом РФ была предоставлена иная трактовка данной нормы. Кроме того, было установлено, что судебные решения по делу заявителя С.В.Махина подлежат повторному рассмотрению.