Актуальные вопросы ответственности в сфере рекламы
ФЗ от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» предусматривает основные правовые положения в сфере рекламы, в том числе касающиеся вопросов ответственности за совершение правонарушений в данной сфере. Так, ст. 38 данного ФЗ предусматривает положения об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
К ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица, в соответствии с нормами гражданского законодательства. Лица, права которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, имеют право обратиться в арбитражный суд со следующими исками:
- о возмещении убытков, в том числе упущенной выгоды;
- о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц или их имуществу физических и юридических лиц;
- о компенсации морального вреда;
- о контррекламе или публичном опровержении недостоверной рекламы.
Факт распространения недостоверной рекламы может быть установлен антимонопольным органом, в этом случае выдается предписание, а орган получает право обратиться с иском в суд или арбитражный суд к рекламодателю с целью публичного опровержения недостоверной рекламы за счет рекламодателя. Судом устанавливаются форма, место, срок размещения вышеуказанного опровержения.
Лицо также может быть привлечено к административной ответственности. Так, ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе. Ч. 4 ст. 14.3.1 устанавливает ответственность за нарушение в сфере рекламы табачных изделий, никотиносодержащей продукции, кальянов и т.п. Ст. 14.37 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение к установке и (или) эксплуатации рекламной продукции. Ст. 14.38 КоАП РФ запрещает размещать рекламу на дорожных знаках и транспортных средствах, если транспорт используется только для рекламной акции. Запрещено также переоборудование кузова и придание ему вида товара. Ст. 19.31 предусматривает ответственность за нарушение сроков хранения рекламных материалов.
Если предприятию назначается штраф за нарушения в сфере рекламы, то он зачисляется в бюджеты по следующему принципу:
- 40% - в федеральный бюджет;
- 60% - в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрирован ИП или юридическое лицо, допустившее нарушение.
Закон о рекламе
За 2018 год ФАС было рассмотрено 15312 заявлений о нарушениях в сфере рекламы, вынесено 1477 постановлений с общей суммой штрафов 78 710 300 рублей. Поэтому юристы советуют всем предпринимателям внимательно изучить Закон о рекламе, Закон о защите конкуренции, чтобы не допустить нарушений. Штрафы за нарушение высоки, а ведомство регулярно выигрывает дела в отношении предпринимателей.
Несколько принципов современной рекламы:
- Добросовестность. Нельзя подрывать репутацию других участников рынка, сравнивать свои товары с другими, утверждать, что данный товар – лидер в своей категории, лучший и т.п. Для подтверждения превосходства можно только руководствоваться результатами исследований, данными экспертиз и т.п.
- Достоверность. Если информация недостоверна – можно привлечь лицо к ответственности.
- Соблюдение этики. Нельзя эксплуатировать половые, культурные, религиозные, возрастные и пр. особенности аудитории. Запрещено использование ненормативной лексики, провокационных образов, ситуаций, иностранных слов, если может возникнуть риск разночтения.
- Детские учреждения. Запрещено размещать определенную категорию информации возле детских учреждений, в том числе в 100 метрах от детских учреждений изображение детей, которые находятся в угрожающих жизни ситуациях или состояниях.
- Запрет на использование в рекламных целях образов врачей, препаратов с ЦА – несовершеннолетние.
- Распространение электронной рекламы возможно, если получатель выразил на это согласие. При этом распространитель обязан доказать, что согласие получено. Поэтому для рекламной рассылки многие магазины предлагают заполнить анкеты с персональными данными и заручиться подписью клиента.
Кроме того, наблюдаются новшества в запретах. Так, с 2018 года запрещено рекламировать сайты, которые выполняют научные работы – диссертации, дипломы, курсовые и т.п. В 2019 году были внесены поправки относительно распространения информации о наркотических веществах.
Особенности контроля за рекламной деятельностью
ФАС не проводит плановые проверки по вопросам надзора за рекламной деятельностью, фактически являясь единственным органом, который осуществляет подобные проверки. Внеплановые проверки могут проводиться в любое время, в том числе на основании заявлений граждан, конкурентов, государственных органов и т.д. Предприниматели должны быть готовы к тому, что представители ФАС могут посетить их в любое время.
В настоящее время установлен ряд достаточно суровых ограничений. Например, при рекламе кредита кредитор обязан указать все его условия. Предусмотрен штраф за прерывание трансляции с целью рекламы – максимальное наказание составляет 500 тыс. руб. Если реклама не согласована – можно назначить штраф до 1 млн. руб.
Случаев, когда ФАС штрафует за недобросовестную рекламу, множество. Например, фирму «Филип Моррис» оштрафовали на 100 тысяч рублей за рекламу сигарет в почтовой рассылке. За рекламу препарата «Анаферон» производитель также был оштрафован, так как в рекламе менее 7% площади рекламного макета было отведено противопоказаниям по препарату. Компания «МТС» была оштрафована на 100 000 рублей за рекламу «Тарифище», так как в рекламе не было указано, что в ряде регионов отсутствует покрытие сетью. Фабрике «Коркунов» указали на недопустимость утверждения «Бренд №1».
В случае обвинения в незаконной рекламе осуществляется совершение ряда последовательных действий:
- Ознакомление с обвинением.
- Установление факта нарушения.
- Подготовка позиции защиты.
- Озвучивание и отстаивание своей позиции.