Правовое регулирование отношений религиозных организаций и государства
Религиозные организации — это организации, созданные для распространения определенного религиозного учения и совместного вероисповедания.
Правовое регулирование отношений религиозных организаций и государства строится на основе Конституции РФ, Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 4).
В РФ ни одна из религий не устанавливается в качестве обязательной или государственной.
Государство, согласно принципу отделения религиозных объединений от государства, должно:
- не вмешиваться в выбор гражданином религиозной принадлежности или отношения к религии, в религиозное воспитание детей их законными представителями (родителями, опекунами, усыновителями) в соответствии с собственными убеждениями;
- не возлагать на религиозные организации и объединения функций органов государственной власти, местного самоуправления, иных государственных учреждений;
- не вмешиваться в деятельность религиозных организаций и объединений, если эта деятельность не противоречит действующему законодательству;
- обеспечить светский характер обучения и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Государство регулирует и контролирует предоставление религиозным объединениям и организациям налоговых и других льгот, оказывает материальную, финансовую и другую помощь в содержании, реставрации и охране объектов и зданий, являющихся памятниками культуры и истории, в обеспечении возможности преподавать общеобразовательные дисциплины в созданных религиозными объединениями образовательных организациях.
Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, военнослужащие не имеют права использовать собственное служебное положение для формирования определенного отношения к религии. Деятельность этих органов не может сопровождаться публичными религиозными церемониями и обрядами.
Религиозное объединение, согласно принципу отделения религиозных объединений от государства, должно:
- создавать и осуществлять собственную деятельность согласно своей институционной и иерархической структурой, назначать, выбирать и заменять свой персонал в соответствии с требованиями и условиями, в порядке, предусмотренным внутренними установлениями;
- не выполнять функций органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления;
- не участвовать в деятельности политических движений и партий, не оказывать им материальную или другую помощь;
- не участвовать в выборах в органы местного самоуправления и органы государства.
Отделение религиозных организаций и объединений от государства не ведет к ограничению прав членов данных объединений принимать наравне с иными гражданами участие в управлении государственными делами, выборах в органы власти, в органы местного самоуправления, участвовать в деятельности политических движений и партий, иных общественных объединений.
Органы государственной власти по просьбам религиозных объединений и организаций могут объявлять нерабочими или праздничными днями религиозные праздники на соответствующих территориях.
Современное состояние религиозных организаций в РФ
На современном этапе многие общественные организации, политические партии, политики, депутаты и бизнесмены пытаются заручиться поддержкой религиозных организаций и объединений. Вовлеченность в общественную жизнь государства конфессий выражается в проникновение в те сферы, где их не было до недавнего времени: в систему образования, художественную культуру, хозяйственную деятельность, издательскую деятельность, средства массовой информации, армию и т. д.
Традиционными вероисповеданиями в РФ являются православие, буддизм, ислам, иудаизм, лютеранство, католицизм. Наивысшей интенсивности процесс их возрождения достиг в 1991-1994 гг. К началу XXI века этот процесс начал идти на спад. Различные общины, которые относятся к разным направлениям протестантизма (баптизм, адвентизм, пятидесятничество, Новоапостольская церковь, Церковь свидетелей Иеговы и др.), иным религиозным движениям (Церковь объединения, Общество сознания Кришны и др.) по темпам распространения начали опережать религиозные традиционные объединения.
Русская православная церковь остается крупнейшим религиозным объединением в РФ. Организации РПЦ составляют более половины от всех религиозных объединений, зарегистрированных в России. К иным православным церквам относятся православная старообрядческая церковь, разные согласия и толки, православная автономная церковь, церковь за рубежом м др. Значительный удельный вес занимают мусульманские общины РФ.
Изменившаяся религиозная ситуация является следствием изменения государственной политики по отношению к религиозным институтам и религии. В РФ сняты неконституционные ограничения на деятельность конфессий; религиозные организации и объединения стали широко участвовать в общественной жизни; верующим и религиозным центрам возвращено значительное количество зданий, имущества.
Государственно-конфессиональные отношения являются значительной частью взаимодействия государства и общества, условием реализации прав человека на свободу вероисповедания и свободу совести.
К сущностным моделям взаимоотношений государства и религиозных объединений относятся:
- теоретико-идеологическая основа взаимоотношений религиозных организаций и государства, в выработке которой участвуют представители властных и религиозных институциональных структур;
- организационно-управленческие структуры, непосредственно реализующие политику государства в сфере свободы совести;
- правовая база (Конституция, нормативно-правовая база, регулирующая деятельность конфессий).
Процесс формирования всех трех компонент еще не завершен. Основные положения государственной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений представлены в отдельных документах органов власти, в ежегодных посланиях Президента Федеральному собранию.